Аргументы Недели → Культура № 47(589) от 29.11.17 13+

Спрятанное женское сердце

, 21:20

В Санкт-петербургском театре «Русская антреприза имени Андрея Миронова» состоялась премьера спектакля «Воительница» по рассказу Н. Лескова в режиссуре А. Яковлева. Речь ведётся о «деловой женщине» полуторавековой давности – бойкой бабе, которая целыми днями носится по Петербургу и не только кружевами торгует. Не прочь и дамочку в стеснённых обстоятельствах продать какому-нибудь искателю амуров. Однако бой-баба оказалась трогательной женщиной, а постановка – изысканной и душевной…

РЕЧЬ героини Домны Платоновны – бойкая, узорчатая, красочная, пересыпанная пословицами. И сама она словно пропитана привлекательной силой и жестокостью своей непростой земли, где, как сам Лесков любил говорить, – «без лукавинки не проживёшь».

Но в «Русской антрепризе» главным стало другое – история «спрятанного» женского сердца, рассказ о том, что в этой воительнице таилась кроткая и любящая женщина. Только ушедшая в глухую оборону. Женщина замаскировала себя в бабу-ругательницу, чтобы избежать страданий…

Для воплощения своей мысли на сцене постановщик спектакля Антон Яковлев выбрал на роль Домны Платоновны известную актрису БДТ Александру Куликову.

Героиня часто кажется читателю грузной, пожилой матроной, хотя ей примерно около сорока лет. Куликова же, кто не знает, – молодая, стройная, изящная актриса и, хотя и блондинка, но – блондинка петербургская (то есть книги читает и вообще интеллектуально вооружена и очень опасна). В БДТ последнего времени я не вижу большого внимания к индивидуальности актёра. А здесь – просто-таки даже не раскрытие, а какое-то «вскрытие» сущности актрисы. Она играет остро, парадоксально, умно, тонко, «переливчато». В начале компания комедиантов, которые в спектакле, бодро и весело переодеваясь, изображают жуликоватых обитателей Петербурга, обряжают героиню в пышные юбки – кофты, обременённые ещё и висящими мешочками. Из сложного чепчика, изукрашенного клубками пряжи, выглядывает любопытное и хитрое личико: всё знает, всё понимает в Петербурге Домна Платоновна. Постепенно понимаешь, что доля её женская невесела. Что на сердце у неё накопилось много злости, ревности, обиды на судьбу. Что простодушие её мнимое: героиня – ходячий парадокс. И что спрятать сердце никак не удалось – в конце спектакля мы видим, как с Домны Платоновны спадают «маскировочные одежды» и она остаётся трогательной, беззащитной, неистово влюблённой в какого-то юного бесстыжего «Валерочку»…

Да, душа своё возьмёт, какую крепость вокруг ни выстраивай. Лесков написал потрясающий, блистательный текст – это чудо русского языка. Но Яковлев сделал словесное чудо увлекательным театром. А Куликова изумительно воплотила трудный случай «спрятанного женского сердца».

Которое спрятать-то невозможно: оно обязательно отомстит. Влюбишься невесть во что в самое неподходящее время! И – прощай, «воительница», здравствуй, женщина.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram