Греческая трагедия о любви к ближнему
№ () от 22 ноября 2017 [«Аргументы Недели Иркутск», Тимофей Сундуков ]
Программа очередного фестиваля «Новое британское кино», прошедшего с 16 по 23 ноября в иркутском КДЦ «Художественный», обещала много интересных картин, основанных на биографиях известных личностей. Однако главным на этом смотре стал фильм, на первый взгляд, вообще мало относящийся к Великобритании. «Бритфест» открыла лента культового греческого режиссера Йоргоса Лантимоса» «Убийство священного оленя».
Справедливости ради, стоит сказать, что это происходит уже не в первый раз. Два года назад в рамках «Нового британского кино» тоже показывали картину Лантимоса — нашумевшего «Лобстера», получившего сразу три награды Каннского кинофестиваля и сделавшего своего создателя по-настоящему знаменитым. И тот и другой фильмы снимались при участии Великобритании — по этой причине они и оказались в программе «Бритфеста».
Уроженец Афин, молодой по меркам кино (ему всего 44 года) режиссер Йоргос Лантимос сегодня занимает в мировом кинематографе особую нишу. Он снимает как бы фантастическое кино в привычных современных декорациях, этакий сюр в буржуазном районе. В своем дебютном фильме («Кинетта», 2005 года) Лантимос показывал, как некие жители курортного городка старательно имитируют межгендерные страсти, записывая их на видео. Позже («Клык», 2009 год) предлагал посмотреть на модель изолированного существования семьи, живущей по собственным выдуманным правилам. В «Альпах» (2011 год) размышлял о заменимости или незаменимости каждого человека, а в упомянутом уже «Лобстере» и вовсе выстроил целую антиутопию на идее обязательного поиска спутника жизни.
Кажется, все его сценарии, которые режиссер пишет в соавторстве с Эфтимисом Филиппоу, строятся по принципу «А что, если…», и затем предлагается какая-то совсем безумная идея — например, как в «Лобстере», где человека превращают в животное, если он не находит себе пару. Каждый его фильм потенциально способен породить массу споров о том, что хотел сказать автор, какая бездна метафор, иносказаний и скрытых смыслов зарыта в сюжете. Кстати, именно за сценарии Лантимос пока получает больше всего призов на международных фестивалях. Вот и его совсем свежая работа «Убийство священного оленя» на Каннском фестивале была отмечена призом как раз за сюжет. Надо сказать, довольно жуткий.
В отличие от прошлых опытов, режиссер в новой картине обращается к своей национальной культуре, а именно к древнегреческой трагедии. Делая отсылки к Еврипиду («Ифигения в Авлиде»), он выстраивает сам фильм по закону жанра (в котором хор играет не меньшую роль, чем главные герои), попутно смешивая его с психологическим триллером, если не сказать хоррором.
В благополучную жизнь семейства, состоящего из успешного хирурга Стивена (Колин Фаррелл, кажется, становится любимым актером Лантимоса), его красавицы-жены Анны (Николь Кидман) и пары прелестных деток, неожиданно вторгается подросток Мартин (Барри Кеоган). Примерно половину фильма зрителям предстоит гадать, какие именно отношения связывают этого юношу с отцом семейства, делающим ему дорогие подарки — тут Лантимос мастерски держит интригу, постоянно повышая градус саспенса при помощи едва уловимых намеков и тревожной музыки (среди авторов которой значится, между прочим, Софья Губайдуллина). Впрочем, когда выясняется правда, оказывается, что это только начало цепи необъяснимых событий в жизни семьи, граничащих едва ли не с мистикой.
Больше никаких спойлеров — не будем портить впечатления тем, кто только собирается посмотреть этот фильм в кино, тем более что в широкий российский прокат он выйдет в январе будущего года. Скажем только, что главному герою придется сделать чудовищный с точки зрения морали выбор, а вся его семья испытает наяву самый худший из ночных кошмаров, от которого никому не удастся проснуться. 15-летний мальчик станет олицетворением всемогущего и беспощадного рока, карающего и распоряжающегося судьбами, как вздумается. В этом «Убийство священного оленя», бесспорно, наследует драматургам Древней Греции, а заодно и весьма жестким образом наставляет зрителя: никогда не берите на себя роль демиурга, даже если вас к этому обязывает профессия. Потому что всегда найдется высший суд, осмысленный, но беспощадный. Кино о насилии и жестокости оказывается уроком любви и бережном отношении к ближнему.