Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 42(584) от 26.10.17 13+

Нью-йоркский тандем

, 21:17 , журналист, обозреватель, продюсер

В Американском театре балета (ABT) в Нью-Йорке новый сезон открылся премьерой балета Алексея Ратманского «Буковинские песни» на новое произведение Леонида Десятникова. Это уже шестая совместная работа балетмейстера и композитора, и, похоже, можно уже говорить о творческом тандеме, начало которому было положено в Большом театре России.

АЛЕКСЕЙ Ратманский с 2004 по 2009 год руководил балетом главного театра страны. В театре он поставил в 2003 году изящный балет «Светлый ручей» на музыку Дмитрия Шостаковича. В 2011 году хореограф поставил романтический балет «Утраченные иллюзии» по одноимённому роману Оноре де Бальзака на музыку Леонида Десятникова, для которого он создал новую балетную партитуру. Ратманский сделал всё, чтобы балет Большого развивался и в репертуаре появились новые имена и разноплановые постановки. В 2008 году Ратманский переехал в Нью-Йорк и был приглашён на должность хореографа-резидента в Американский театр балета.

Леонид Десятников в качестве музыкального руководителя Большого театра проработал один театральный сезон (2009–2010 годы). До своего прихода, в 2004 году композитор подарил Большому постмодернистскую оперу «Дети Розенталя» (на либретто Владимира Сорокина). Эта опера стала переломной в творческой истории главного театра страны, сориентированного на оперную классику. Так, благодаря Десятникову в репертуаре Большого театра появился шедевр оперного искусства ХХ века опера «Воццек» Альбана Берга и поставил её Дмитрий Черняков. Этот спектакль стал главным музыкальным событием, а новые имена и авангардные постановки стали для Большого театра обычным явлением.

В 2013 году Десятников написал музыку к балету «Опера».Театр Ла Скала пригласил Алексея Ратманского для постановки на своей сцене. Союз хореографа и композитора развивался и окончательно оформился в тандем в Американском театре балета Нью-Йорка. На вопрос корреспондента газеты «Нью-Йорк Таймс», почему Ратманского так вдохновляет музыка Десятникова, он заявил, что это «та музыка, которую я хотел бы написать, если бы был композитором». В мае 2017 года в нью-йоркском театре хореограф представил балет по рассказам Исаака Бабеля «Одесса» на музыку любимого композитора. Работа над этим балетом для хореографа и композитора стала очень важной, ведь они оба имеют украинско-еврейские корни, хотя называют себя русскоязычными евреями.

Следующая совместная работа – балет «Буковинские песни» также имеет отношение в украинской культуре. Десятников посвятил своё новое сочинение пианисту Алексею Гориболю. Источником вдохновения для написания 24 фортепианных прелюдий для композитора стала книга украинских народных песен с ХVIII века до наших дней, изданная в советские времена. Находясь между Украиной и Румынией, карпатские Буковины впитали разные музыкальные культуры. Поэтому в «Песнях» слышны еврейские мотивы, балканские ритмы и украинские песнопения. Балетная труппа и солисты Кристина Шевченко и Келвин Ройал не танцевали, а оживляли песни на сцене. «Эти замечательные, безымянные мелодии существовали вне истории и политики. Но контекст, в котором они существуют сейчас, изменился», – считает композитор. В балете Ратманский использовал 12 прелюдий, которые исполнял приглашённый театром знаменитый пианист Алексей Гориболь, исполнявший музыку прямо на сцене, что создало особую атмосферу в зале и было восторженно принято зрителями.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram