Уже пять лет глава РОСКИНО, кинокритик и киновед Екатерина МЦИТУРИДЗЕ представляет на международных кинофестивалях стенд, посвящённый российским кинопроектам. В этом году в рамках старейшего – 74-го киносмотра в Венеции их было сразу 40. Все были встречены с неподдельным интересом и даже восторгом.
– ЕКАТЕРИНА, я так понимаю, что благодаря вашим усилиям скоро в Москве начнётся кинобум?
– Мы сделали фокус на копродукции, то есть совместном производстве фильмов двумя и более киностудиями. Для нас это очень важно. В этом году мэрия совместно с РОСКИНО учредили «Московскую кинокомиссию». Процесс выработки закона, устава организации, формулировок того, что будем предлагать международным киногруппам, в полном разгаре. Но уже сегодня я заявила о готовности Москвы в оказании бесплатных услуг иностранным партнёрам. Предложение произвело приятное впечатление.
– Откуда такая щедрость?
– Многие киногруппы опасаются ехать в Россию не только из-за санкций, но и потому, что согласования могут длиться месяцами. В последнее время в нашей стране снимается максимум один иностранный проект в год. Самые востребованные города – конечно, Москва и Санкт-Петербург, там больше всего локаций. В остальных городах ещё сложнее что-то организовать. В ближайшие пару лет мы хотим попробовать максимально убрать бюрократические препоны, облегчив творческий процесс. Как известно, большую часть бюджета фильма приходится тратить на размещение съёмочных групп, оплату паркинга, аренду автомобилей и другой техники, различные виды съёмок на транспорте, перекрытие улиц, сопровождение пожарной охраны, «скорой помощи», службы безопасности.
– Как это будет работать в реальности?
– Сегодня, чтобы, например, получить разрешение на съёмки набережной с воздуха, бедному продюсеру приходится обходить десятки инстанций в четырёх крупных ведомствах. Мы создаём систему одного окна. Представитель кинокомпании подаёт заявку в нашу кинокомиссию, перечисляя, что и где ему нужно снимать, а мы на каждую локацию выдаём ему «талон» – с датой и временем разрешения на съёмку. Например, разрешение снимать с плеча на Патриарших прудах он может получить уже завтра. Если режиссёр хочет, чтобы на Красной площади не было ни одного человека, то на это, конечно, требуется разрешение городских властей, ФСО, ФСБ – на его получение уйдёт порядка трёх недель. Но всё будет происходить в сжатые сроки, компактно, экономно и без стрессов.
– Мало ли, что иностранцы захотят снимать в России. Кинокомиссия не планирует контролировать контент сценариев?
– В этом плане нам очень пригодился опыт Парижской и Лондонской кинокомиссий, которые зарекомендовали себя самыми компетентными в мире. Во Франции действует хитроумный негласный закон: чтобы получить поддержку, фильм должен показать культурное наследии Франции. Например, если снимают боевик в центре Парижа, то машины должны носиться мимо знаменитых памятников и дворцов, и чтобы это было показано красиво. Если потом дворцы и памятники нужно будет разрушить с помощью компьютерной графики, никто не будет возражать. Думаю, нам тоже стоит принять во внимание этот опыт.
– В этом году в Венеции, кажется, впервые показали «хорошего русского»! В картине режиссёра Гильермо дель Торо его сыграл Майкл Стулбарг.
– В мексиканском фильме «Форма воды» впервые показан положительный русский герой. События фильма происходят в 1963 году, во времена холодной войны. Самые прекрасные финалы – трагические, есть о чём думать и переживать. Когда учёный, рискуя жизнью, отправляясь на верную смерть, доверился героине Салли Хокинс, сказав: «Кстати, меня зовут Дмитрий», у меня на глазах выступили слёзы. Он сыграл свою игру, понимая, что не выполнил задания ни американцев, ни русских, но он проникся сочувствием к этому существу...
– Это не просто существо, а настоящий Ихтиандр. Наверное, Гильермо дель Торо смотрел фильм «Человек-амфибия» по роману Александра Беляева, а может, и читал...
– Я была на ужине с Гильермо дель Торо и руководством киностудии «Фокс». Гильермо ответил, что не видел советский фильм об Ихтиандре и не читал Беляева. Я сказала ему: «Гильермо, вы обязательно должны приехать на премьеру «Формы воды» в Москву, так как вы впервые сломали стереотип, показав русского человека настоящим героем, отдавшим жизнь ради науки и человечности». Он согласился, надеюсь, что приедет.
– Грустно, что в конкурсе нет российских фильмов. Показали только восстановленную картину Элема Климова «Иди и смотри» 1985 года.
– «Иди и смотри» – выдающееся произведение. Просмотр прошёл дважды. Я очень рада, что глава «Мосфильма» Карен Шахназаров занимается восстановлением важных с исторической и художественной точек зрения картин. Я знаю, что на такие проекты охотно выделяют средства и фонд Мартина Скорсезе, и Болонский институт кино, и много мировых компаний. РОСКИНО всячески поддерживает эту инициативу.
Что касается конкурса, в этом году в Венеции обширная американская программа, много картин из Англии, Франции. Обычный рабочий момент. Смотрите на мир шире. Не ищите здесь никакой политики.