Аргументы Недели → Культура № 37(579) от 21.09.2017 13+

Две энергии театра армии

, 20:31 ,

20 и 21 сентября премьерой спектакля «Юг/Север» по пьесе Юлии Тупикиной в постановке Гарольда Стрелкова Центральный академический театр Российской армии открывает свой 88-й сезон. Премьера уникальна тем, что в ней впервые за 33 года работы на одной сцене встретятся легенды, три ведущие актрисы Театра Армии, народные артистки России – Ольга Богданова, Алина Покровская и Лариса Голубкина.

НАКАНУНЕ премьерных спектаклей несколько сцен из «Юга/Севера» было показано журналистам. Прекрасные масштабные декорации (художник-постановщик Максим Обрезков), яркие костюмы (особенно впечатляет «платье-роза» Ларисы Ивановны Голубкиной), проникновенная музыка (композитор Рубен Затикян). Наконец, актуальный современный сюжет. Частная предпринимательница, владелица компании «Задор» (организация свадеб, вечеринок, корпоративов) Алла Молодецкая (Ольга Богданова) в один прекрасный день обнаруживает, что исчез её сын и партнёр по бизнесу Рома Молодецкий. Рома влюбился и с головой ушёл в новые отношения с Аней, девушкой из «вражеского стана»: она – племянница влиятельной чиновницы Татьяны (Наталья Лоскутова). Тут и шекспировские мотивы, и шекспировские страсти.

И – острая критика современного чиновничьего класса с его бездушием к людям, формализмом, культом денег и т.д. Смело, на современной сцене давненько не показывали столь едкой сатиры. Впрочем, когда я сказал об этом режиссёру спектакля Гарольду Стрелкову, он несколько удивился. «Какой-то целенаправленной критики чиновников я не замышлял, – говорит режиссёр. – В спектакле есть два сильных женских характера – Алла и Татьяна. Происходит столкновение двух титанов, которое лишь подтверждает чью-то мудрую мысль, что жизнью правят женщины». Ну тем и хорош настоящий, живой, выверенный спектакль, что каждый может увидеть в нём что-то своё, близкое и далёкое, родное и не очень.

«Меня в первую очередь привлекло в замысле проекта, – рассказывает главный режиссёр Театра Армии Борис Морозов, – появление в одном спектакле трёх наших знаменитых народных актрис. Важно не потерять связь поколений, сохранить единое ощущение коллектива. Да, должно быть движение, движение в постижении нового, и в то же время необходимо сохранять эти 88 лет, которые прожиты театром. И то, что на сцену выходят наши старейшие ведущие актрисы и тут же рядом с ними играют среднее поколение и совсем молодые ребята, которые только что влились в труппу, в этом есть и своя прелесть, и свой риск».

Говоря о планах на новый сезон, Борис Афанасьевич заметил, что сезон, по сути, уже начался. Была поездка актёров Театра Российской армии в Калининград, на Балтийский флот, где для моряков сыграли три спектакля. Большая группа артистов ЦАТРА находится сейчас на учениях «Запад-2017». «Ведь жизнь нашего театра состоит из двух равноценных творческих энергий, – сказал Борис Морозов. – Это спектакли в нашем здании. И наши поездки, военно-шефская работа. Кстати, народные артистки, играющие в спектакле «Юг/Север», – они ещё и настоящие герои этой шефской работы!»

В конце сентября Театр Армии будет участвовать в фестивале, посвящённом 200‑летию Алексея Константиновича Толстого в Брянске, на родине великого классика. Будет показан спектакль «Царь Фёдор Иоаннович». Оттуда «армейцы» поедут в Кострому на фестиваль, посвящённый Александру Николаевичу Островскому, с постановкой «Волки и овцы». А с 18 по 26 ноября в ЦАТРА пройдёт 4-й фестиваль «Звёздная маска». Вообще это смотр театров, подведомственных Министерству обороны. Но с некоторых пор в этом конкурсе участвуют и несколько театров, находящихся в подчинении Министерства культуры. Кроме «Юга/Севера» в Театре Армии будет ещё несколько премьер. На Малой сцене – премьера, состоявшаяся в конце прошлого сезона: «Мольер (Кабала святош)» по пьесе Михаила Булгакова. Перед Новым годом на Большой сцене представят детский музыкально-танцевальный спектакль «Новогодний побег игрушек» по сказке Джанни Родари. В феврале 2018 года исполняется 100 лет со дня создания Красной армии. Театр Российской армии готовит к юбилею некий грандиозный проект. А ещё в ЦАТРА открывается экспериментальная Камерная сцена. Там уже поставлен музыкальный трагифарс «Диссидент», начата работа над постановкой пьесы Эрнеста Хемингуэя «Пятая колонна», а также над спектаклем «Похищение» по комедии Ксении Степанычевой. В более отдалённых планах ЦАТРА – спектакль по пьесе Анатолия Крыма «Дом на слом», где в главной роли будет блистать А. Покровская. Идёт работа над инсценировкой «Красного колеса» Александра Солженицына. Премьера состоится ровно через год.

Особая статья – вечера памяти. По словам Бориса Морозова, прошлый сезон был для театра тяжёлым. В октябре 2016 года умер Владимир Михайлович Зельдин, а в конце сезона, в мае 2017-го,  – режиссёр театра Александр Васильевич Бурдонский. Он должен был делать вечер к 100-летию со дня рождения выдающейся актрисы, артистки ЦАТРА Нины Афанасьевны Сазоновой, но не успел. «Однако вечер памяти Нины Афанасьевны обязательно будет в этом сезоне, – заверил главный режиссёр Театра Российской армии. – Это наш долг. Она – великая русская актриса. Как будет и вечер памяти Андрея Алексеевича Попова, гениального актёра, моего учителя, сына создателя и родоначальника нашего театра Алексея Дмитриевича Попова».

Итак, Театр Российской армии, сохраняя память и связь поколений, живя сегодняшними болями и радостями, вступил в свой 88-й сезон.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram