Аргументы Недели Культура

«Серебро» Дмитрия Лысякова

№ 36(578) от 14.09.2017 [ «Аргументы Недели Иркутск», ]

«Серебро» Дмитрия Лысякова

14 сентября в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева открывается персональная выставка Дмитрия Лысякова — одного из самых тонких живописцев Сибири, по мнению искусствоведов. Поводом для выставки послужил 50-летний юбилей автора, хотя уровень достигнутого им мастерства уже давно заслуживает музейных залов. Тем не менее это первая персональная выставка художника в иркутском музее, хотя в фондах давно хранятся его работы.

Экспозиция получила название «Серебро», что отсылает зрителя сразу к нескольким смысловым вещам. Во-первых, к цветовой гамме, в которой любит работать художник и благодаря которой его работы приобретают особую атмосферу. Во-вторых, к близкой духу автора эпохе Серебряного века, причем не только к литературе, но и художникам, которые работали в это время (так, любимым живописцем Дмитрия Лысякова является Валентин Серов). В-третьих, название выставки намекает на возраст самого живописца, пору зрелости и мудрости.

«Серебро» Дмитрия Лысякова плотно расположилось в небольшом зале главного здания на Ленина, 5. Экспозиция вместила в себя около 30 работ, написанных за последние 20-25 лет. Разумеется, это далеко не все, что создал художник за эти годы (хотя в последнее время он действительно пишет меньше) — многое разошлось по коллекционерам, что-то было подарено или куплено у автора в заграничных поездках на пленэры… Да и сам Дмитрий, в силу определенных причин, предпочитает не повторяться и показывать только то, что еще не выставлялось. И в этом смысле его выставка станет открытием даже для тех, кто хорошо знает творчество художника. Большинство работ написаны в последние несколько лет, есть и совсем свежие полотна.

«Это очень тонкий художник, со своим лицом, не похожим ни на кого», — говорит о Дмитрии Лысякове искусствовед Ираида Федчина, а куратор его выставки в иркутском художественном музее Алена Кабунова добавляет, что главной чертой творчества живописца является предельная честность. «Он честен прежде всего перед собой, но и перед зрителем тоже, — отмечает она. — В этом причина того, что он не очень много пишет — потому что он становится все более требовательным к себе. Это сразу чувствует любой зритель: и профессионал, и простой любитель живописи. Каждая работа Дмитрия Лысякова способна надолго удержать взгляд. Его картины хочется рассматривать. Он не гонится за славой — первая его персональная выставка проходит в Иркутском художественном музее, когда автору уже исполнилось 50 лет, хотя в нашем собрании давно есть его работы».

Одна из таких работ тоже нашла свое место на выставке. Это портрет художницы Любови Имшенецкой, написанный еще в 1995 году. «Художник глубоко убежден, что в портрете не так важно фотографическое сходство, как отражение внутреннего мира человека. Жанр портрета требует колоссальной отдачи, взаимодействия двух людей — художника и модели, — говорит Алена Кабунова. — В портрете Имшенецкой запечатлен образ прямого и бескомпромиссного человека. Об этом свидетельствует решительная категоричная поза, прямой и открытый взгляд художницы».

В экспозицию попали и другие портреты, среди которых, например, писатель Анатолий Байбородин, график Александр Шипицын и другие иркутяне, близкие по духу самому автору. Впрочем, не менее любимым жанром живописца всегда был и остается пейзаж. «И что бы ни изображал художник — солнечную Испанию, мощеные узкие улочки Израиля или утренние туманы над Ангарой, работы мастера отличают необыкновенная созерцательность, лиризм и тонкость мировосприятия, — говорит Алена Кабунова. — Тематика создаваемых им пейзажей, как правило, очень разнообразна: многоликий и переменчивый Байкал, написанные с теплыми чувствами зарисовки старого Иркутска и его окрестностей. Будучи верным продолжателем традиций русской реалистической живописи, а точнее лирической линии национального пейзажа, Дмитрий главным акцентом своих работ делает отображение разнообразных состояний природы, ее изменчивого настроения».