Аргументы Недели → Культура № 36(578) от 14.09.2017 13+

Венеция-2017: нестандартное кино

, 20:16 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители. Завершился 74-й Венецианский кинофестиваль, на котором (на экранах), как всегда, бушевали страсти, лилась кровь, горели полицейские участки, свистели пули и зажигали зал нежные поцелуи. Хотя поцелуи простых людей интересуют разве что тунисского режиссёра Абделатифа Кешиша, который сварил трёхчасовой суп из жизни простых парней и девушек, живущих в 1994 году безмятежной жизнью в рыбацкой деревне на юге Франции. А так – всё больше королевы, главари мафиозных кланов или человекорыбы. Но об этом поподробнее.

В новом блокбастере студии «ХХ век Фокс» «Форма воды» знаменитый мексиканский режиссёр Гильермо дель Торо рассказывает историю, которая сразу понравилась голливудским маркетологам. Ещё бы, действие фильма переносит нас в 1962 год, в эпоху холодной войны, когда СССР и США мерились своими достижениями. Особенно в космосе. Уже запустили наши к началу фильма Белку и Стрелку или нет – трудно сказать, но и Америка, судя по фильму, не дремала. Об этом можно судить по истории, в которую попадает одинокая немая, уже не первой молодости, но ещё сохраняющая сексуальную привлекательность Элиза, которую сыграла Салли Хокинс. После утренней мастурбации, обыденной, как чистка зубов, героиня долго тащится на свою работу, а работает она, как выясняется, в секретной правительственной лаборатории простой уборщицей. Жизнь её скучна и проходит в молчании, пока однажды она не открывает секретнейшую тайну своей лаборатории: в бассейне, под охраной спецагентов, специалисты вырастили человека-рыбу, ну просто Ихтиандра. Ему уборщица открывает своё сердце. Неподдельное чувство преображает её жизнь. И всё получается, как и пожелал режиссёр: «Я делал фильм как антидот от цинизма. Мы стесняемся любви. Но любовь – как вода – наиболее нежная и могущественная сила Вселенной. Она свободна и бесформенна, пока не влилась в своего носителя, который пустил её внутрь». Любовь влилась в уборщицу и нежно атаковала Ихтиандра, а что из этого получится, смотрите в кино. Добавлю, что именно этот фильм в этом году и получил «Золотого льва».

От любви и страсти до ненависти и мести на кинофестивалях, как правило, один сеанс. Перешёл в другой зал – и началось! В фильме Мартина МакДонаха «Три рекламных щита на границе Эббинга, штат Миссури» героиню играет просто великолепная – отточенная, яркая, ни одного лишнего движения тела или суетливого выражения лица – Фрэнсис МакДорманд. После старинного «Фарго» братьев Коэн она как-то сошла с фестивальных новостных лент. А тут целый фейерверк. Её героиня Милдред Хейс объявляет войну местной полиции, покупая на рекламных щитах при въезде в город место для плакатов, где чёрным по красному возопила: «Когда найдёте убийц дочки, гады, уже год прошёл?!» (перевод вольный). Но что случится дальше с Милдред – смотрите в кино. Добавлю только, что фильм получил награду в номинации «Лучший сценарий».

Интересно, что Венеция расширяет в конкурсе границы дозволенного. В него попадает уже абсолютно курортный фильм братьев Манетти «Любовь и пуля». Но, с другой стороны, это абсолютно новый для меня жанр крайм-мюзикла, где все участники преступлений голосисто поют. И это даёт удивительный эффект. А начинается всё с того, что рыбный король Неаполя Дон Винченцо, оказавшись почему-то без своих «тигров» на одной из устричных плантаций, попадает под прицел бандитов из другого клана и забивается под гору ракушек, чтобы его не узнали. Но его предательски выдаёт филейная часть, торчащая из холмика мидий. В неё и попадает пуля. Когда приедут «тигры» и противник будет повержен, Дона Винченцо отвезут в клинику. А пока мы переносимся на несколько дней назад. Жена Дона Винченцо уговаривает его бросить всё и уехать в Гонолулу – их бриллиантов хватит, чтобы купить половину модного курорта. Свои убеждения она подкрепляет пением. Дон Винченцо противится, но потом соглашается, только вот проблема теперь – как его похоронить. «Тигры» решают проблему, найдя человека, похожего на Дона и убивают его. А лёгкую непохожесть маскируют при помощи выстрела. И на опознании мать и жена (само собой) узнают тело. Но вот беда – Дона видела медсестра в клинике. И вот «тигр» Чаро идёт её убивать, напевая грозную песню. А когда с ней сталкивается, то замолкает: медсестра оказывается его первой любовью. Она его узнаёт и поёт песню радости, а он песню-воспоминание, как после убийства отца он пошёл в банду и стал профессиональным убийцей. И вот мы видим, как из тонкого юноши вырос атлетически сложенный с прекрасно слепленным гордым лицом молодой воин, для которого первая любовь окажется священнее криминального долга. Он укроет возлюбленную у своего дяди, но потом ему придётся спасаться самому, а меж тем начинаются лжепохороны. Все герои, кроме самых третьих ролей, обязательно будут представлены «песней-визиткой», но это не попса, это будет звучать просто как маленькие оперные арии. А если добавить итальянские неаполитанские краски, то впечатление создаётся очень вкусное и полноценное. Так что спасибо тебе, конкурс Венеции.

Как всегда, Венецианский фестиваль расширяет горизонты действительного и границы возможного, являясь маяком для мировых прокатчиков и высокой трибуной, куда в этом году, к сожалению, современные русские фильмы отобраны не были.

А сейчас я прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram