Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! В разгаре 74-й Венецианский кинофестиваль, старейший в мире. И в основном конкурсе, и вне конкурса, и во второй по значению программе «Горизонты» собраны лучшие художественные фильмы нашей планеты. Не представлены разве что Арктика с Антарктикой. Но я по традиции слежу за уже известными нам с вами именами. Так, в конкурсе в этом году участвует Даррен Аронофски с фильмом «Мама!» Что на сей раз отчудил создатель «Чёрного лебедя»?
ильм «Мама!» – обращаю внимание на восклицательный знак – к Горькому никакого отношения не имеет. Весь фильм – это сплошной восклицательный знак. Это история вторжений, когда писательские «ломки» превращаются в серию кошмаров. Это фильм ужасов, который играет на первобытных чувствах. Писателю (Хавьер Бардем) не пишется, и он ищет внешних событий, которые могли бы стать хрящом его новой книги. Его нежная молодая жена (Дженнифер Лоуренс) холит его и лелеет как может. Но детей у них почему-то нет, и жена от скуки начинает реставрацию огромного мужниного дома, одиноко стоящего в поле перед опушкой.
Но вот однажды писатель является домой не один, а с якобы медицинским работником, выглядящим вполне отвратно. Писатель предлагает ему переночевать, и тот после долгих «нет, нет, что вы» соглашается. А наутро к этому типу заявляется злобная жена, которая тоже остаётся в доме. Причём у писателя в кабинете хранится драгоценный кристалл, который для него – самое дорогое, что есть на свете. После жены, разумеется. Так вот, совершая незаконную экскурсию по дому, старик медработник и его жена-мегера роняют этот кристалл, от которого остаются одни осколки. Писатель просит их убираться из дому, но тут в дом заявляются их великовозрастные дети, между ними завязывается драка, в которой один убивает другого. Это выяснится по дороге в больницу, а пока Дженнифер Лоуренс на время остаётся одна. Она начинает смывать кровь с пола, но между балками образуется какой-то странный источник крови, которая стекает в подвал. Одиночество её героини продлится недолго – муж приводит странную парочку помянуть сына, а также приглашает его многочисленных друзей. После первых рюмок друзья парочками расползаются кто куда, занимая всё больше домашней территории. Героиня просит их спуститься вниз, поначалу ей это удаётся. Постепенно компания выходит из-под контроля, какие-то уроды назло хозяйке раскачивают полки, они рушатся, а вместе с ними прорывает трубу с водой. На кухню, где происходят поминки, обрушивается водопад. И это спасает хозяйку – вторженцы удаляются. Благостная Дженнифер отдаётся Хавьеру и беременеет.
Не буду рассказывать финал – это целая история! – смотрите в кино. Скажу только, что среди разных жанров, которые существуют на свете, есть один под названием «спекуляция». В данном случае на нашем заведомом сочувствии к привлекательной молодой беременной женщине и матери.
Зато настоящее наслаждение от искусства кино доставил внеконкурсный фильм Стивена Фрирза «Виктория и Абдул». Создатель «Королевы» вновь взялся за королевский двор, только на сей раз в центре не Елизавета, правящая королева Великобритании, а Виктория, при которой, собственно, эта Великая Британия и была создана. Великолепной актрисе Джуди Денч удалось создать образ, воплощающий и величие, и трогательные слабости королевы. Действие начинается в 1887 году, когда Абдул – посланец из Индии с глазами как у Киркорова – привозит в королевский дворец медаль к юбилею. Королева появляется за пиршественным столом, где придворные с трепетом её поджидают. Но вот она садится в торце стола, и оптически получается, что она еле возвышается над столешницей. Обведя всех грозным взглядом, начинает методично поглощать пищу.
И вот настаёт час Абдула. Он перед десертом подносит королеве памятную индийскую медаль. Королева холодно смотрит на медаль, и Абдул уже поворачивается, чтобы уйти, но тут их взгляды пересекаются, и в глазах Джуди Денч загораются игривые огоньки. На следующий день поступает распоряжение поручить Абдулу прислуживать за обедом в саду. И вот он несёт в своём живописном тюрбане на подносе пудинг почему-то продолговатой формы, это привлекает внимание королевы, она смотрит в глаза Абдула с поволокой, она видит ритмично колыхающийся аппетитный пудинг и участь Абдула и его напарника решена – они остаются при дворе. К ужасу придворных, королева делает Абдула своим приближённым, даёт ему чуть ли не статус Личного Секретаря Её Величества и начинает брать у него уроки по истории Индии, её мусульманской вере, её языку (Абдул мусульманин, а не индуист). Она разрешает привезти из Индии жену и тёщу. Жена снимает чадру и показывает ей своё глупое лицо. Королева довольна. А ещё она велит придворным доставить из Индии любимый фрукт Абдула – манго. Без всякой свиты в кадре старушка путешествует с Абдулом по своим загородным «летним домикам» и резиденциям. Короче, наследник весь изошёлся от ревности, и придворный врач решает подыграть будущему королю. После осмотра гениталий Абдула, которые своими размерами произвели на лекаря настолько неизгладимое впечатление, что всю дорогу к наследнику он пробежал, подпрыгивая, заговорщики придумывают оклеветать Абдула. Ему приписывают венерическую болезнь. Королева недовольна, но индуса не прогоняет...
Джуди Денч на сегодня лучшая из актрис, умеющих играть старух, которые могут себе позволить роскошь быть смешными, не теряя при этом внутренней значительности. А все атрибуты королевской власти Фрирз радостно обыгрывает на грани карикатуры, но не переходя эту грань. Вот ловкач этот Фрирз. Пока это самое сильное впечатление от фестивальных фильмов из разных программ, а подробнее я расскажу о них в следующем номере, где учту и мнение высокого жюри, которое, надеюсь, не будет сильно политизировано. А сейчас я, кинопутешественник Сергей ШОЛОХОВ, прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!