Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! Юбилейный выборгский кинофестиваль «Окно в Европу» приятно удивил количеством дебютов и тем интересом, который молодые режиссёры стали испытывать к зрителю. Практически скучно не было ни разу, а иные фильмы даже доставляли тихую радость.
ПРО ЛУЧШИЙ фильм фестиваля (Гран-при) «Как Витька Чеснок вёз Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта я уже писал в репортаже из Карловых Вар, где картина получила главный приз конкурсной программы «К Востоку от Запада». Увлекательно рассказанная история о том, как приблатнённый сынок (Е. Ткачук) пытается избавиться от блатного биологического родителя (А. Серебряков), снятая продюсерским центром «ВГИК-Дебют», покорила не только жюри, но и зрителей. Евгений Ткачук стал и обладателем приза за лучшую мужскую роль. А сыгравший эпизодическую роль пахана Андрей Смирнов развеселит даже самого угрюмого человека.
Приз президента фестиваля, а им является бессменный Армен Медведев, на этот раз достался фильму Петра Тодоровского «Лавстори», который дебютировал этим фильмом и как режиссёр, и как сценарист. Прекрасно подобрана пара актёров, которые держат почти весь фильм. Это наши секс-символы с Рублёвки Александр Петров и Вильма Кутавичюте. Их связывает в прошлом первая любовь в городе Сочи, откуда оба родом. А теперь случай столкнёт их снова, а жанр роуд-муви даст возможность провести больше суток вместе.
Неудачный актёр – герой Петрова – не проходит кастинг у режиссёра – ещё одна блестящая работа Андрея Смирнова (король эпизода!). Приходится крутить баранку. На этот раз ему достаётся заказ – отвезти из Москвы в Сочи богатую клиентку в белом лимузине. Пассажирка оказывается его первой любовью. А теперь по прошествии десятка лет она едет к себе на свадьбу к небедному жениху. Естественно, отношения клиент – шофёр продлятся недолго. Герой Петрова вспомнит свои прежние чувства и испытает их вновь. С героиней будет сложнее, но скоро станет ясно, что выходить замуж она собирается вовсе не по любви. Совершив привал в одном из среднерусских городков, герои дадут волю эмоциям и в Сочи приедут совсем другими людьми, нежели покидали Москву. Но героиня обречена выйти замуж за своего папика, хотя фильм здесь не ставит точку. Тот случай, когда весёлый финал всё расставляет по местам.
Другой дебют – фильм Константина Шелепова «Цензор» отмечен на фестивале не был, но, сокращённый, тоже заслуживает вашего внимания. В этом кровавом фэнтези два молодых сотрудника отдела «Ц» занимаются тестированием компьютерных игр, уже мало отличимых от реальности, на предмет выявления предельного уровня насилия. Если этот уровень достигнут, то игра, по идее, должна быть заблокирована. Но хитрость в том, что молодые люди настолько увлеклись миром компьютерных миражей, что у них поехала крыша. Оба, совершающие убийство за убийством, не заметили, как оказались в «реале». И если один, обладающий положительным обаянием, ещё как-то сможет опомниться, то второго, наделённого отрицательным обаянием, судьба-злодейка упечёт по полной программе. Но я надеюсь, что у вас, дорогие зрители, нервы крепкие, и если на досуге вы захотите их пощекотать, то «Цензор» вас ждёт.
Полнометражным фильмом «Девушка с косой» дебютировала на фестивале и Ольга Попова, которая, как и Пётр Тодоровский по стопам деда и отца, тоже пошла по стопам своей мамы – режиссёра и в данном случае продюсера Веры Сторожевой. В фильме действительно по Москве бродит девушка с косой в чёрном пальто с капюшоном, надвинутым на глаза. Этакая «снегурочка», перепутавшая Новый год с Хеллоуином. А действие происходит 31 декабря. В фильме-комедии режиссёр задала определённую меру условности, всё происходит как бы понарошку. Провожать старый год к своей девушке едет молодой парень и застревает в лифте. Сидеть в лифте с бутылкой шампанского он будет весь фильм, пока его не выпустит из кабины дежурная бригада в лице бесподобной Нины Дворжецкой.
За это время девушка три раза совершит попытку суицида. Сперва попытается себя полоснуть бритвой, но бритва не оставляет даже царапины. Впрочем, главное – это поднести бритву к вене и сделать селфи. Потом решит повеситься на люстре и успеет сделать селфи до того, как люстра рухнет. При этом герои фильма – жильцы дома №48 по улице Заморёнова все попадают в дурацкие ситуации. Например, в одной из квартир для оливье нет горошка, и муж отправляется за ним в практически уже закрытый магазин. А так этот озорной фильм можно будет наверняка посмотреть по ящику – всё-таки тема Нового года беспроигрышная.
В целом фестиваль задал довольно высокую планку отечественного премьерного кино. Причём все фильмы, которые я отрецензировал в этой статье, вполне зрительские и могут рассчитывать не только на фестивальный прокат. А сейчас прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!