Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! В эти дни в Выборге справляет свой 25-летний юбилей фестиваль российского кино «Окно в Европу». Фестиваль ещё начинает своё движение в мире тонких материй, ещё только первые послания прозвучали с экранов, но уже есть на что обратить внимание. Вполне естественно для юбиляра – взять на открытие фильм оптимистический. Такой и стала картина Игоря (Гарика) Сукачёва «То, что во мне».
ВЭТОМ мажорном документально-постановочном кино звезда Гарик совершает путешествие по Алтайскому краю. Но сперва из московского сугроба он достаёт книгу знатока края, телепортированную ему местным сказителем. Книга произведёт на Гарика такое впечатление, что он сядет на мотоцикл и отправится по Чуйскому тракту в сторону Монголии – родину посмотреть и проникнуться чувством сопричастности. По дороге у него будут интересные встречи, правда, отрепетированность некоторых иногда колет глаза. Самая, пожалуй, удачная и естественная – это встреча со старушкой из деревни Сростки, которая вспоминает своего бывшего соседа Шукшина. Мы узнаём, что в школе во время больших перемен Шукшин не играл, как его одноклассники, а всегда читал книжку. Характер у него был суровый с самого отрочества. Суровый, но справедливый. Так, гостям из соседнего села велел вместо водки подливать воду, так как «датые пришли».
Себя любимого Гарик, естественно, тоже не забывает. Так, остановленный дорожной полицией, Гарик приоткрывает шлем и… полиция сразу забывает о нарушении и просит сфоткаться. В одной из сцен мы видим дивизию байкеров на харлеях, которые приветствуют остановившегося возле памятника автора фильма. Пожав ему руку, они едут дальше, и среди них батюшка, который ещё недавно благословлял Гарика в своём приходе. Кстати, когда «приход» становится шаманским, Гарик тоже принимает всякие обереги, потому что главное – это патриотическое путешествие, а если к Божьему благословению добавится заступничество местных духов, так это будет просто прекрасно. И вот, выпив чудесного шаманского чая, чтобы в новом духовном измерении увидеть принцессу Алтая, Гарик открывает для себя новое царство, где леса и реки, горы и долины сменяют друг друга быстрее, чем возможно для путешественника даже на железном коне. А виды сверху (снятые с помощью дронов) вообще обнаруживают, что у Гарика открылся третий глаз. Мы же не научно-популярное кино смотрим, а авторский роуд-муви, то есть натуру должны видеть глазами героя.
Фильм включён в конкурс, так что о решении высокого жюри под руководством соавтора михалковского фильма «Урга. Территория любви» Рустама Ибрагимбекова я расскажу в следующем номере.
Хочется подчеркнуть, что, открывшись документальным фильмом в основном конкурсе, «Окно в Европу» предъявляет зрителям и специалистам традиционную отдельную конкурсную программу документального кино. Среди фильмов этого года не могу не отметить фильм Алексея Тельнова «Жизнь вечная».
«А хотел бы ты жить вечной жизнью»? – автор задаёт вопрос старшеклассникам Донецка, пришедшим к нему на кастинг. Интересно, что жить вечно мечтают вовсе не все. Между тем камера погружает нас в атмосферу современного города, живущего под обстрелами, и становится понятно, что не то что вечная – временная жизнь под большим вопросом. Выбрав одного из подростков в качестве проводника, поскольку после учёбы он подрабатывает курьером на почте и разносит ценные бандероли и письма, съёмочная группа совершает путешествие в самые разные места, от театра до трамвайного депо. По дороге наблюдательная камера не пропустит ни одной важной детали. Мы видим и обнявшуюся пару на скамейке; и смеющихся детей, которым всё нипочём; и одиноких старух; и разбитые витрины модного магазина; и пятиэтажку, где на разных этажах осталось 3 человека; и мерно качающуюся часть люстры в храме со снесённым куполом. Фильм передаёт то, что никакой телевизор не сможет показать, – прозрачную реальность, не замутнённую никакой «редакционной позицией». Время, запечатлённое в фильме, останется навсегда. Это и есть настоящая документалистика.
В программе «Выборгская премьера» обратил на себя внимание фильм «Жили-были» режиссёра Эдуарда Парри. Это сентиментально-лирическая комедия об отношениях двух стариков и овдовевшей женщины (прекрасная работа Ирины Розановой), которые остались единственными обитателями в когда-то многолюдном селе у быстротекущей чистой реки. Мужа героини Розановой убивает током, когда он пытается починить электричество. Два старика засыпают его землёй, чтобы «ток ушёл», такое народное средство. И действительно, герой оживает и встаёт, но в шоке от того, что друзья хотели закопать его заживо, на этот раз умирает окончательно. То, что действие происходит в наше время, можно догадаться только по мобильным телефонам. Но, чтобы дозвониться, героям надо идти на дорогу и забираться на крышу автобусной остановки. Там иногда ловится сигнал.
Наши пенсионеры живут дружно, пока одному из них не приходит идея «объединить хозяйство» с милой вдовой. Тогда второй выходит из себя, считая это изменой многолетней дружбе. Отношения накаляются, но настоящим траблмейкером (создателем проблем) в фильме является коза. Она то заберётся на крышу, то провалится в подвал соседского дома, а в финале… Но не буду спойлером, что совершит коза в финале фильма, смотрите в кино. Добавлю, что, несмотря на бурные душевные переживания героев, в фильме есть сказочное спокойствие, а течение прекрасной русской реки уносит все проблемы.
В следующем номере мы вместе с высоким жюри подведём итоги 25-го фестиваля российского кино «Окно в Европу», а сейчас прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!