Аргументы Недели Иркутск → Культура № 24(566) от 22.06.17 13+

ОМОН на сцене драмтеатра

, 10:51

Написанная в 1856 году пьеса «Доходное место» была запрещена цензурой к постановке в театрах России. Драматургу Александру Островскому пришлось ждать шесть лет, чтобы увидеть на сцене произведение, в котором он открыто обличает чиновников во взяточничестве. Запрещали эту пьесу и в более поздние времена. А сегодня — она на главной сцене Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова.

Есть такой афоризм, приписываемый, кажется, Петру Столыпину: за 10 лет в России меняется многое, за 200 — почти ничего. В этом смысле пьеса Островского «Доходное место», только что поставленная в Иркутском драматическом театре, по-прежнему попадает в современного зрителя. Драматург обличает пороки российского общества полуторавековой давности: взяточничество, чиновничий произвол, подлость, заискивание перед власть имущими, поиск «теплого местечка» невзирая на приличия… И что же мы видим? Все это никуда не делось и сейчас.

Минусинский режиссер Алексей Песегов (поставивший в иркутской драме мрачный психологический триллер по «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова) впервые в своем творчестве обратился к Островскому и сделал с ним две вещи: во-первых, несколько осовременил материал, а во-вторых, поставил эту классическую комедию как сатирический фарс. Причем довольно жесткой сатире здесь подвергаются не только продажные чиновники и те, кто стремится ими стать, но и положительные герои, нелепые в своих идеалистических принципах.

Сцена в декорациях художника-постановщика Олега Абрамова главным образом выглядит как богатый ресторан — пошлость помпезного интерьера подчеркивают лакейские жилетки официантов, а также выступления кордебалета под набивший оскомину «Money, money, money…» группы ABBA.

Почти все в этом спектакле играется на гротеске — Глеб Ворошилов в роли подхалима Белогубова, мечтающего о должности столоначальника, комичен в обезьяньих ужимках; Зоя Соловьева в роли его невесты, а потом и жены — по-настоящему смешна в своих невероятных нарядах и безумных шляпах (отдельная благодарность художнику по костюмам — Оксане Готовской). Познавшие жизнь Аристарх Владимирыч Вышневский (заслуженный артист РФ Александр Булдаков) и его помощник Аким Акимыч Юсов (заслуженный артист РФ Владимир Орехов) тоже забавны, когда пытаются учить жизни молодых. Отдельная песня — Фелисата Герасимовна Кукушкина в исполнении Виктории Инадворской, стремящаяся поскорее спихнуть своих дочерей замуж за перспективных женихов, а потом жить за их счет. Но не менее нелепы и их антагонисты — идейный правдоруб Жадов (Николай Стрельченко), пытающийся прожить только своим трудом и из-за этого разрывающий отношения с влиятельным дядей, и его жена — наивная дурочка Полина в исполнении талантливейшей молодой актрисы Екатерины Константиновой.

В немалой степени именно благодаря замечательной актерской игре ее героиня становится центральным персонажем этого спектакля. Надо видеть, как преображается ее лицо, измученное нищетой и лишениями, когда богатая сестра дарит ей пошлейшую дорогую шляпку. Ей кажется, что вот сейчас-то она и заживет, и мужа своего переделает, чтобы тот повинился перед дядей и выпросил у него то самое «доходное место», и все у нее в жизни будет хорошо. Но дядя разорен, имущество его описывают (на сцене появляются люди в форме с надписью ОМОН), а муж, устыдившись собственной слабости, вновь твердит высокопарные речи: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Вот только ожидание, как видно, затянулось…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram