Аргументы Недели → Культура № 23(565) от 14.06.17 13+

Кинотавр-2017: интересно получается

, 15:34 , Кинокритик, тележурналист

28-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» представил довольно пёструю картину авторского кино, которая оказалась местами даже занимательной. Каждый день фестиваля менял расклад лидеров, но ни разу своих прав на первенство не уступил Кантемир Балагов с фильмом «Теснота».
Несправедливо обойдённый «Золотой камерой» Каннского кинофестиваля, на «Кинотавре», надеюсь, он будет отмечен жюри под председательством Евгения Миронова. Впрочем, сокрушительные овации фильму Бориса Хлебникова «Аритмия», показанному в предпоследний день фестиваля, могут намагнитить ему больше, чем «Приз зрительских симпатий».

Страсти по музыке

Среди отчётливых претендентов на один из призов – режиссёр Юсуп Разыков с фильмом «Турецкое седло». Главный герой – «топтун», агент КГБ, затем ФСБ. Оказавшись на пенсии, он страшно тоскует. Его лицо, похожее на маску, совсем не меняется. Чтобы не сойти с ума, он на добровольной основе продолжает заниматься «наружным наблюдением», отслеживая подозрительных субъектов. После того как в квартиру на пятом этаже его дома вселилась весёлая компания музыкантов, начнёт нарезать круги возле неё, хотя его об этом никто не просит.

А когда в своей квартире он услышит отголоски арий, которые репетирует один из новосёлов, он будет сражён настолько, что даже воскресным сексом не сможет заниматься со своей приходящей кралей. Музыка влечёт его, но он всё время помнит и о мифическом долге. В результате режиссёр столкнёт волю к жизни и волю к смерти, и кульминация будет просто античной по своей красоте и силе. В финале обнаружится, что у человека-маски есть лицо, но будет уже поздно.

Другой лидер соревнования – фильм «Жги», полнометражный дебют Кирилла Плетнёва. На этот раз музыкальные страсти разгораются в женской колонии. Героиня, надзирательница, оказывается обладательницей прекрасного голоса. И пугачёвские «Старинные часы» в её исполнении, снятые на мобильный телефон и выложенные в Интернет, оказываются суперхитом, набирая больше миллиона просмотров.
Актриса Инга Оболдина в течение фильма превращает свою героиню из жестокой надсмотрщицы, для которой заключённые – это навоз, в жрицу правды и добра. Музыка восстанавливает в её душе человеческие ценности. Приглашённая на главное телешоу страны после сетевого триумфа петь арию из оперы «Тоска», героиня решает вырваться из трясины зоны и начать новую жизнь. Но не может: связана с ней цепями по рукам и ногам. Но одна из заключённых (Виктория Исакова), имеющая музыкальное образование, не только помогает ей в ночном заброшенном реквизиторском помещении зоны, где есть пианино, в подготовке к конкурсу, но и зажигает в ней волю к свободе.
Что из этого получится и какой ценой, узнаете в кино. Хочу только сказать, что в этой картине режиссёр создаёт сочный образ действительности. Проработаны и блестяще сыграны роли второго плана (Владимир Ильин, Татьяна Догилева).

Человек труда

Так раньше назывались темы сочинений в советских школах. Отечественный кинематограф понемногу приходит в себя после долгого моратория на эту тему. Фильм «Скоро всё кончится» дебютанта Алексея Рыбина рассказывает нам о буднях современного одинокого токаря, который получает хорошие заказы и может себе позволить платные интим-услуги через Интернет. Своё одиночество он заполняет и новостной лентой, всегда ловит новости со всех телеканалов, сообщающих о положении дел на Украине и в непризнанных республиках, причём весь фильм рефреном идут только новости с этой тематикой.

Одна из женщин, назвавшаяся Дианой, с которой токарю понравилось заниматься сексом, скоро станет ему близка настолько, что он возьмёт её к себе «в эскорт», чтобы гуляла с ним и готовила еду. Между тем в цеху с ним проводят политическую работу, а начальник партийной ячейки скоро умрёт от горя из-за того, что сын вышел на проукраинский митинг. Короче, в цеху страсти накаляются, кипят они и в жизни. Диана наконец-то признаётся, что она Катя, но страшная тайна выяснится в финале, и реакция токаря будет непредсказуемой.

В селе, где есть скотоферма, под Новый год случился телефонный разговор. Сын, с виду придурковатый, звонит матери и говорит: «С Новым годом!» Мать улыбается. Больше он ничего не может сказать. Совсем плохо со словарным запасом. Так начинается второй полнометражный фильм Виталия Суслина «Голова. Два уха». Герой, работник скотофермы, рассекает по снежной целине, чтобы накормить коров. Но вот его берёт в оборот спортивный москвич на хорошей иномарке, предлагая работу охранника в своей фирме. Герой сразу соглашается, его везут в Москву, моют, стригут, одевают в костюмчик, покупают штиблеты, а потом начинается марафон по кредитным конторам, где он в интересах фирмы берёт на себя кучу кредитов, так как паспорт у него есть, а трудовую книжку ему быстро сварганили.

В кредит берётся и мебель, и даже ювелирка. Торговые центры, толпы людей, яркие фонари, броские рекламы ослепляют героя, чья непропорционально большая голова от переваривания впечатлений от жизни мегаполиса кажется ещё больше. Понятно сразу, что новые «работодатели» кинут героя, израсходовав весь его коммерческий потенциал, поэтому интересно, что с ним случится дальше. И здесь автор придумал несколько занимательных этюдов, но всё-таки, на мой взгляд, дыхания ему не хватило, хотя герой в процессе фильма заговорил, и даже какие-то мысли промелькнули в его широко открытых глазах.


Социальная аритмия

Практически все фильмы конкурса в этом году были о наших современниках. Даже «Три сестры» Юрия Грымова переместились в мир компьютеров и мобильных телефонов. Среди наиболее заметных картин, снятых в жанре психологической драмы, – «Аритмия» Бориса Хлебникова с его любимым актёром Александром Яценко и Ириной Горбачёвой в главных ролях. На сей раз герой Яценко врач скорой помощи, чья трудовая жизнь – сплошной психологический стресс.

А с новым начальством подстанции скорой помощи жизнь вообще стала невыносима – на пациента даётся 20 минут, а если врач затратил 25 – выговор. И каждую минуту, делая, например, искусственное дыхание больному, он должен докладывать диспетчеру, на какой стадии процесс оказания помощи. Ведь главное, объясняет начальник, чтобы клиент не скончался «под тобой». Отдавай его участковому врачу или вези в больницу, там пусть и помирает «на здоровье».

Жена видит своего мужа после таких трудодней не всегда трезвым. И не может до него достучаться, потому что он для неё совсем «другая галактика». Герой реально рискует потерять самое дорогое, что у него есть, – жену, и уже маячит развод. Но в суровую социальную ткань фильма вплетается лирическая ирония, которой прекрасно владеет Яценко в режиссуре Хлебникова. Параллельный монтаж выездов скорой и работы Яценко-врача и его семейных неурядиц с нелепым надувным матрасом на кухне, где ему временно предстоит ютиться, делает фильм весьма ритмичным и занимательным, а социальная сатира и лирическая ирония, словно заряжаясь друг от друга, придают фильму ощущение гармонии, победы над аритмией жизни.

Всем упомянутым мной фильмам я желаю наград на «Кинотавре-2017», а сейчас я, Сергей ШОЛОХОВ, прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram