Об угрозе обмеления и других неблагоприятных для Байкала сценариях сегодня говорят много и часто. На всех уровнях власти обсуждаются варианты спасения великого озера. Год экологии как-никак. Между тем 2015 год прошел под лозунгами о поддержке культурной сферы. Послужило ли это толчком для значимых позитивных изменений? Два года спустя стала ли чуть легче жизнь театров, музеев, филармоний в регионах? «К сожалению, наша культура, наше образование тоже продолжают «мелеть», и это проблема не менее страшная, чем экологическая катастрофа», — считают участники очередного «Экспертного совета», который в начале мая организовал в Иркутске еженедельник «Аргументы недели».
Как учреждениям культуры удается нести искусство в массы — «не благодаря, а вопреки»? Непростую тему за круглым столом обсуждали директор Иркутской областной филармонии Ирина Касьянова, художественный руководитель и главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра, заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш, директор Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева и председатель Иркутского регионального отделения Союза художников России Наталья Сысоева, заведующий кафедрой искусствоведения в Иркутском национальном исследовательском техническом университете Владислав Есипов, а также доктор геолого-минералогических наук, профессор ИрНИТУ и одновременно литератор, автор удивительных стихов, романов, рассказов и очерков Раиса Лобацкая. В роли ведущего «Экспертного совета» традиционно выступил известный иркутский журналист Игорь Альтер.
Когда в начале дискуссии ее участникам предложили тезисно обрисовать состояние культурной сферы в регионе, слово взяла Ирина Касьянова. «Чтобы понять, что происходит, стоит посмотреть на ситуацию с нашим Губернаторским симфоническим оркестром, — предложила директор Иркутской филармонии. — Можно сказать, что оркестр представляет собой маленький слепок нашего общества, нашей страны. Это музыкальный коллектив высокого уровня. Оркестр с успехом выступает не только на иркутской, но и на столичной или даже европейской сцене. Наши музыканты делали блестящие инструментальные программы с солистами, чьи имена известны на мировой сцене — например: Дора Шварцберг, Павел Милюков, Вадим Репин. Казалось бы, замечательный «послужной список», обещающий отличные перспективы. Но на самом деле будущее коллектива под большим, в первую очередь кадровым, вопросом. И те трудности, с которыми мы сегодня столкнулись, — это отражение общих, системных проблем в культурной сфере страны в целом, и нашего региона в частности».
Берлиоза не осилим?
Дело в том, что в настоящий момент Иркутский губернаторский симфонический оркестр сильно ограничен в выборе произведений для выступления. «Замахнуться» на некоторые шедевры классической музыки порой не позволяет банальная нехватка музыкантов.
«Так, например, в этом году на закрытии сезона (для нас и для публики это всегда большое событие) маэстро Илмар Лапиньш предложил удивить слушателей, включив в программу «Фантастическую» симфонию Гектора Берлиоза. Но оказалось, что у нас настолько не укомплектован оркестр, что мы такую роскошь можем позволить себе с большим трудом», — разочарованно констатирует Ирина Касьянова.
Сам художественный руководитель оркестра Илмар Лапиньш объясняет: «Для исполнения симфонии нужно 4 фагота, 2 тубы, 6 контрабасов. И ведь пять лет назад у нас было 4 фагота и 2 тубы. Но к настоящему моменту мы потеряли столько музыкантов! Они уезжают в оркестры, где платят больше. Не лучшие оркестры, к сожалению. Но, повторюсь, платят больше. Если бы кто-то стал играть в Санкт-Петербургской академической филармонии или Госоркестре России, я бы только порадовался за ребят и был бы очень горд. Но сейчас наших музыкантов переманивает, например, Тюмень. Там тоже вдруг решили создать свой оркестр. И в городе нефтяников кларнетисту могут платить 160 тысяч рублей в месяц против нашей зарплаты в 55 тысяч. Горько это признавать, но, если говорить о финансовой стороне вопроса, мы проигрываем эту конкурентную борьбу за таланты. Человек выбирает лучшие условия, и о патриотизме говорить не приходится. Вот так мы и живем — собираем оркестр по крупицам, а потом, получив заманчивое предложение, музыканты «утекают», как вода через сито».
По мнению Ирины Касьяновой, такая проблема с кадрами — прямое следствие того, что в Иркутске нет вуза, который бы давал высшее музыкальное образование.
Не превратиться в «болото»!
Действительно, образование уровня консерватории иркутянин может сегодня получить самое ближнее — в Красноярском институте искусств. А если смотреть на восток, то в Дальневосточном государственном институте искусств. Между этими точками на карте — Красноярском и Владивостоком — пустота. «Поэтому сложности при наборе музыкантов испытывают не только коллективы Иркутской области. У соседей восточнее — та же беда, — говорит Ирина Касьянова. — И что дальше? К чему мы придем, снижая планку культуры и образования? Это же фундамент общества. О каком развитии страны мы можем говорить, если государство не будет поддерживать искусство — музыкальное, изобразительное, литературу… По какому пути мы пойдем, если вопросам образования не будет уделяться достойного внимания?».
В продолжение мысли, озвученной директором Иркутской филармонии, журналист Игорь Альтер привел статистику, не так давно представленную Рособрнадзором: 11% российских учителей русского языка и математики имеют пробелы в знаниях по профильным предметам, то есть по тем предметам, которые преподают. Очевидно, что когда-то мощная система образования в сегодняшней России деградирует. Действительно, что же в таком случае ждет культуру? Особенно в регионах. Кто и за счет каких ресурсов будет вести культурно-просветительскую работу и помогать молодым талантам реализовать себя?
На уровне высшего руководства страны мы часто слышим о «великой ценности творческого труда», об «укреплении в обществе непреходящих духовно-нравственных идеалов», о «приумножении нашего национального культурного наследия» и «популяризации его богатейших традиций». Вот только на деле сохранение и передача этого наследия — это чаще всего заслуга не столько чиновников, сколько увлеченных энтузиастов, которые, несмотря на слабую поддержку со стороны властей, берут на себя ту самую просветительскую миссию и с честью с ней справляются. Тем больнее этим людям слышать от заезжих важных деятелей: «Вы — патриоты. А Иркутск — это болото».
Болото. Поправить такой имидж региону не просто. Иркутская область за последние десятилетия потеряла многое из того, что имела. Участники круглого стола с сожалением вспомнили об утраченном Иркутском высшем военном авиационном инженерном училище (ИВВАИУ). С другой стороны, шансы открыть в столице Приангарья что-то новое и большое — федеральный университет, опорный вуз — были упущены.
«Раньше считалось престижным отправить детей учиться в Москву или Санкт-Петербург. Со временем в этот список вошел Новосибирск. А за последние два года около 2000 молодых ребят уехали в Красноярск, — отметил Игорь Альтер. — Теперь мы даже Красноярску уступаем выпускников наших школ».
«И вектор культуры, — продолжил журналист, — чаще стремится в сторону плинтуса. И это в городе, который открыл стране и миру столько великих имен! В музыке нас, например, представляет Денис Мацуев. Да в каждом направлении искусства можно вспомнить наших знаменитых земляков. Но вот сейчас мы как-то проседаем. И, если честно, нельзя сказать, что власть (на всех уровнях) была бы этим серьезно обеспокоена».
Но очевидно, что одними разговорами в духе «как все плохо» ситуацию не исправить. Потому Игоря Альтера и участников круглого стола в первую очередь интересовал вопрос: «Что можно предпринять? Не опускать же руки».
«А мы и не опускаем. Изо дня в день обзваниваем вузы, связываемся с музыкантами, приглашаем к нам, в наш отличный оркестр», — рассказал Илмар Лапиньш. Правда, почти любой такой разговор заканчивается примерно одинаково: «Цена вопроса? Понятно. Подумаю». «Но мы продолжаем звонить и звать. Верим еще в перемены к лучшему», — говорит знаменитый дирижер и заслуженный деятель искусств России.
Блистать вопреки
На самом деле, конечно, нельзя сказать, что будни филармонии (да и других учреждений культуры Иркутска) наполнены сплошь событиями и мыслями «со знаком минус». Да, есть проблема, большая. Но и хорошие новости случаются.
Безусловно, большое событие в жизни каждого коллектива, каждого актера или музыканта — это гастроли. И иркутянам удалось в этом году запланировать несколько выездных выступлений. Так, например, Иркутский музыкальный театр им. Н.М. Загурского в конце апреля побывал на Международном фестивале в Турции, где труппа представила зрителям одну из своих последних работ — экспериментальный музыкально-пластический спектакль «Анна и Адмирал».
А в честь 80-летнего юбилея Приангарья в сентябре нынешнего года культурный десант Иркутской области отправится в Москву, где планируют провести Дни Иркутской области. В программе — выступление Губернаторского симфонического оркестра с пианистом Денисом Мацуевым, показ спектакля Иркутского областного драматического театра «Прощание с Матерой», выставка скульптур Даши Намдакова и выставка «Ближний свет издалека», посвященная памяти иркутского писателя Валентина Распутина.
Кроме того, наш симфонический оркестр ждут в центре музыкальной Европы — в золотом зале Венской филармонии (Musikverein), а также в знаменитом концертом зале Brucknerhaus в Линце. Европейская публика мечтает услышать неизвестную ранее симфонию Свиридова. Впервые это произведение было исполнено оркестром в прошлом году — в иркутской филармонии, на открытии музыкального сезона. Напомним, что сыграть мировую премьеру симфонии Свиридова иркутским музыкантам поручил племянник композитора Александр Белоненко, случайно обнаруживший нотную рукопись в ящике для белья в старом диване. Такой чести оркестр был удостоен после того, как Александр Белоненко услышал в Иркутске литературно-музыкальную композицию по повести Пушкина «Метель», где были использованы музыкальные иллюстрации Свиридова. Профессионализм иркутского коллектива покорил племянника композитора.
Стоит сказать, что после мировой премьеры в столице Приангарья Губернаторский симфонический оркестр открыл неизвестную ранее, «очень светлую» и «очень русскую», симфонию не только для иркутян или для публики, посетившей V Международный культурный форум в Санкт-Петербурге. Удивительную музыку Свиридова услышали жители многих отдаленных от центра городов Иркутской области — Черемхово, Братска, Усть-Илимска.
«И для людей в этих районах гастроли симфонического оркестра — настоящая отдушина, редкая возможность услышать удивительные произведения великих классиков, — говорит Ирина Касьянова. — Не сочтите за хвастовство, но оркестру, исполнившему симфонию Свиридова, из зала кричали: «Вы — волшебники!». Для нас это высшая степень признания. Мы видим, что люди готовы ходить на концерты и готовы воспринимать такую музыку. И артисты филармонии — оркестр, солисты (несмотря на все сложности) дают им такую возможность».
Вспоминая о позитивном, Ирина Касьянова также рассказала, что сейчас для оркестра приобретают новый инструмент, гобой. Казалось бы, что такого — маленькая дудочка. Но стоит она 824 тысячи рублей. А представьте уровень затрат, если нужны комплекты профессиональных инструментов. Средства на их приобретение выделяет областной бюджет.
Ну, и в перспективе, как известно, Иркутск и его музыканты получат новый концертный зал. «Его проектировщики нам звонили, советуются, как лучше сделать, чтобы профессионалы были довольны акустикой», — сообщила директор филармонии. Правда, следом она опять же напомнила: «Мы можем построить концертный зал. Мы можем закупить инструменты и постоянно ездить на гастроли. Но до тех пор, пока не решен кадровый вопрос, мы рискуем рано или поздно прийти к моменту, когда играть на инструментах и выступать на новой шикарной сцене будет некому».
Таланты и деньги
Участники дискуссии согласны: вопрос обучения, развития и поддержки молодых талантов — ключевой. Предложения по его решению периодически появляются, но, как говорится, «воз и ныне там».
Заведующий кафедрой искусствоведения в ИрНИТУ Владислав Есипов вспомнил, что лет 10 назад при Иркутском педагогическом университете хотели открыть новую специальность, давать высшее музыкальное образование. Того же Дениса Мацуева пытались привлечь. «Разговоров было много, но они ни к чему не привели, — говорит Владислав Есипов. — Возможно, при положительном решении о подготовке профессиональных музыкантов встала бы проблема нехватки педагогов. Не спорю. Но, по-моему, в первую очередь главный «стопор» — государственная политика в области образования. Любая специальность, а тем более близкая к искусству, требует выделения бюджетных мест для подготовки выпускников, потому что на коммерческом наборе не выжить. Места выделяет министерство, опираясь на заявки руководителей регионов. В данном случае нужны были заявки областного отдела культуры. Однако заинтересованности региона в этом вопросе не случилось. Не увидели мы желания организовать бюджетные места по этой специальности. Прозвучало что-то типа: «Если люди будут платить, то, пожалуйста, открывайте».
Такой подход чиновников к подготовке людей творческих специальностей, мягко говоря, удивляет.
«Образование в области музыки или изобразительного искусства — это не те специальности, которые можно получать за деньги, — считает директор областного художественного музея Наталья Сысоева. — Семьи одаренных детей далеко не всегда имеют возможность оплачивать обучение. Тем более что цена на учебный год определяется в столице. И мы прекрасно понимаем, что уровень зарплат семьи в Москве и в каком-нибудь далеком регионе вроде Иркутской области — это небо и земля. Но талант ведь не выбирает, где родиться. А учить за любые деньги человека, у которого нет слуха, нет художнического видения и чувства гармонии — это мучение для педагогов. В итоге вручение дипломов таким выпускникам в реальности кадровую проблему не решает. Потому, если в каком-нибудь иркутском вузе даже и начнут готовить специалистов в области искусств, но без бюджетных мест и без возможности отобрать действительно достойных, перспективных студентов, это ничего не даст. Это тупиковый путь».
Илмар Лапиньш разделяет такую точку зрения. Говорит, что общался с коллегой, который готовит дирижеров в Санкт-Петербурге исключительно на платной основе. Педагог сетовал, что это студентов расслабляет: занятия посещают через раз, а в получении диплома уверены. «К счастью, у Иркутска сейчас есть шанс получить хорошего молодого дирижера, — сообщил Илмар Лапиньш. — Я пять лет занимаюсь с одним парнем, сейчас он поступил и учится в аспирантуре в Казани. Но уже сегодня это настоящий дирижер, который может работать с оркестром. Однако я с ужасом думаю, что через какое-то время он придет и скажет, что уезжает туда, где ему предложат работу с условиями получше. Такой талант и за рубежом востребован».
«А как, по-вашему, есть какой-то способ поставить заслон и остановить утечку талантов?» — поинтересовался Игорь Альтер. «Социализм был таким заслоном, — пошутили участники экспертного совета. — Теперь капитализм — платите деньги. А как еще удержать?».
В продолжение темы Наталья Сысоева вспомнила, что все те же вопросы очень активно муссировались в 2015-м, когда, как мы помним, был объявлен Год культуры в России и, видимо, была необходимость что-то обсуждать.
«Проходило бесконечное количество заседаний, встреч с городскими властями и областным Законодательным собранием, — говорит директор художественного музея. — Все пытались выслушать мнение специалистов, нащупать и разработать программу социальной поддержки работников культуры Иркутской области. Что только ни пытались туда включить! Предоставление льгот на проезд и проживание для студентов, особые условия предоставления жилья молодым специалистам и педагогам, которые работают в области культуры и искусства, пенсии вдовам и заслуженным деятелям… Предложений была масса. Я сама на одно из заседаний принесла депутатам замечательную программу, ее мне прислали коллеги из Кемеровской области. Готовый тулеевский вариант, все прописано: в каком объеме и за счет каких источников финансируется культура. Почему бы не скопировать эффективную схему? Как всегда, все упирается в деньги. Мне тогда популярно объяснили, что есть области-доноры, а есть дотационные регионы. Потому нам остается только мечтать о подобной поддержке. На этом все дискуссии в Год культуры и закончились. Можно грезить о тортике, но средств хватает только на корочку хлеба. Получается так».
«Но если мы не будем ставить себе цели купить тортик, то так и будем вечно корочкой довольствоваться. А то и ее лишимся, — возразила Ирина Касьянова. — В любом случае нужно какой-то ориентир наметить и к нему двигаться. Иначе, к сожалению, прав окажется господин, назвавший Иркутск «болотом».
«Этот господин просто забыл, что Иркутск многие годы был столицей Восточной Сибири, — возмутилась Раиса Лобацкая. — Мы никогда не считали Иркутск городом провинциальным и точно не были болотом. Просто нам катастрофически не везет».
Это невезение Раиса Лобацкая проиллюстрировала примером опять же из близкой ей сферы — образования. Конкурс на федеральный университет несколько лет назад иркутский политех проиграл красноярскому вузу с отрывом в полбалла. Потому что поддержка нашего тогдашнего губернатора выражалась в подписи на документах, а Александр Хлопонин поехал представлять заявку лично. Там, на самом верху, нужно уметь бороться и доказывать.
«В настоящий момент в ИрНИТУ существует Институт изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук. За годы своего существования он объединил высококвалифицированных преподавателей, выпускает отличных художников-монументалистов, художников декоративно-прикладного искусства, дизайнеров. Но будущее факультета висит на волоске, — раздосадованно констатирует Раиса Лобацкая. — Бюджетные места сокращаются. Минобрнауки аргументирует: «Это такие редкие специальности. Зачем нам столько выпускников? Есть академия в Петербурге, есть «Строгановка» в Москве, пусть там молодежь и учится». Эти люди даже не понимают, что из сотни выпускников этого факультета только единицы достигнут уровня Алексея Жибинова или Виталия Смагина, например. Возможно, для высокого искусства больше и не надо. Зато остальные, тоже талантливые, будут вносить неоценимый вклад в развитие художественного образования нашей страны и поднимать общий культурный уровень народа. И это благороднейшая миссия. Воспитание культуры общества как такового — это как раз и есть путь к развитию и осознанию художественной культуры и искусства страны нашей молодежью. Этого нам делать не позволяют. И я даже не знаю, позволят ли… Но я уверена, что местная власть, руководители региона должны проявить заинтересованность в сохранении высшего художественного образования в ИрНИТУ и в выпуске специалистов для концертной филармонической деятельности».
Участники дискуссии подхватили мысль Раисы Лобацкой. Имена звезд на слуху, но яркие вспышки — большая редкость. И не только на них, громких именах, базируется культура региона, в первую очередь свой вклад в нее вносят те люди, работающие на местах — в концертных залах, музеях, пишут картины… И на этом уровне важно передать опыт, знания, ценности от поколения к поколению, вырастить молодежь, которая вдохнет новую жизнь в оркестры и театральные труппы, подарит городу новые выставки и предложит свежие архитектурные решения.
«Конечно, мы никакого молодого специалиста не привяжем к месту, — понимают участники экспертного совета. — Люди будут стремиться в Москву или туда, где обещают высокие зарплаты. Но если в городе будет институт искусств, будет консерватория, то наши шансы наполнить творческие коллективы новыми кадрами сильно возрастут. У нас будет выбор. Не всех примет столица, не все будут готовы уехать далеко от родителей. Потому региону стоит направить свои усилия на решение этого вопроса и, наконец, «поселить» у себя культурный вуз».