> Парадоксальный театр Альберта Авходеева - Аргументы Недели. Волгоград

//Культура

Парадоксальный театр Альберта Авходеева

13 апреля 2017, 11:21 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

 У заслуженного артиста РФ, директора и режиссера Волгоградского ТЮЗа на днях случится юбилей.

Спектакль, который я посмотрел  семь лет назад в ТЮЗе, помню отчетливо  - при том, что я часто хожу в театры и далеко не всё, что я видел,  запоминаю. Ирландская джига, реальное море на сцене, ирреальная жизнь островитян. Это был спектакль «Билли» по пьесе Мартина МакДонаха. И тогда же я лично познакомился с Альбертом Авходеевым.

Первые впечатления от общения с Альбертом  были  похожи на эмоции от его  спектакля:  захватывающая и чувства, и разум феерия.  Тогда я решил, что буду ходить в ТЮЗ. Ведь интересных людей не так уж много на этом свете, и все интересные люди интересны потому, что  делают какое-то  большое дело – и делают его хорошо. Альберт Авходеев  делает такое дело. Он делает театр, театр особый, и  это сразу видно.

Но когда задаешь себе вопрос: а что в нем особенного, то ответ не очевиден. Потому, что в той феерии, которая всегда разворачивается на сцене,  много всего.  Выделю  одну особенность - парадоксальность режиссерского решения почти каждого спектакля: по мере развития действия получается так, что радость каким-то странным образом совмещается с грустью,  надежда на человека с разочарованием в нем, а отчаяние с надеждой. Почему мог возникнуть такой театр парадокса в Волгограде? На этот вопрос мне ответил  один из самых сильных спектаклей ТЮЗа  «Фронтовичка». Это очень нужный для Волгограда спектакль, нужный для понимания идентичности нашего города, вошедшего в историю Сталинградской битвой. Спектакль о том,  как возможна жизнь после войны. Хирург в окровавленном халате в начале приходит к живым как Харон-лодочник из страны мертвых. И зритель съеживается в ожидании смерти. Но смерти больше не будет! А будет трудная, приносящая страдание и короткое счастье жизнь. Жизнь после войны. И поэтому - Музыка! Танцы! Главная героиня - душа послевоенного времени,  еще наполненного насилием, простыми отношениями, страстью и грубоватым юмором. Эту пьесу режиссер решил как рассказ о  том, что время смерти кончилось. Наверное, оно снова наступит, наверное, смерть придет. Но сейчас ее нет. Сейчас звучит музыка! Печально-веселая музыка. Поезд жизни набирает ход... И в этом ему помогает, дает топливо театр. Парадоксальный театр Альберта Авходеева.  

Андрей МАКАРОВ,
доктор философских наук

СА
  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте