У заслуженного артиста РФ, директора и режиссера Волгоградского ТЮЗа на днях случится юбилей.
Спектакль, который я посмотрел семь лет назад в ТЮЗе, помню отчетливо - при том, что я часто хожу в театры и далеко не всё, что я видел, запоминаю. Ирландская джига, реальное море на сцене, ирреальная жизнь островитян. Это был спектакль «Билли» по пьесе Мартина МакДонаха. И тогда же я лично познакомился с Альбертом Авходеевым.
Первые впечатления от общения с Альбертом были похожи на эмоции от его спектакля: захватывающая и чувства, и разум феерия. Тогда я решил, что буду ходить в ТЮЗ. Ведь интересных людей не так уж много на этом свете, и все интересные люди интересны потому, что делают какое-то большое дело – и делают его хорошо. Альберт Авходеев делает такое дело. Он делает театр, театр особый, и это сразу видно.
Но когда задаешь себе вопрос: а что в нем особенного, то ответ не очевиден. Потому, что в той феерии, которая всегда разворачивается на сцене, много всего. Выделю одну особенность - парадоксальность режиссерского решения почти каждого спектакля: по мере развития действия получается так, что радость каким-то странным образом совмещается с грустью, надежда на человека с разочарованием в нем, а отчаяние с надеждой. Почему мог возникнуть такой театр парадокса в Волгограде? На этот вопрос мне ответил один из самых сильных спектаклей ТЮЗа «Фронтовичка». Это очень нужный для Волгограда спектакль, нужный для понимания идентичности нашего города, вошедшего в историю Сталинградской битвой. Спектакль о том, как возможна жизнь после войны. Хирург в окровавленном халате в начале приходит к живым как Харон-лодочник из страны мертвых. И зритель съеживается в ожидании смерти. Но смерти больше не будет! А будет трудная, приносящая страдание и короткое счастье жизнь. Жизнь после войны. И поэтому - Музыка! Танцы! Главная героиня - душа послевоенного времени, еще наполненного насилием, простыми отношениями, страстью и грубоватым юмором. Эту пьесу режиссер решил как рассказ о том, что время смерти кончилось. Наверное, оно снова наступит, наверное, смерть придет. Но сейчас ее нет. Сейчас звучит музыка! Печально-веселая музыка. Поезд жизни набирает ход... И в этом ему помогает, дает топливо театр. Парадоксальный театр Альберта Авходеева.
Андрей МАКАРОВ,
доктор философских наук