Александр ТЮТИН окончил Московский энергетический институт в эпоху Брежнева. На театральную сцену его привёл однокурсник. Студенческий театр МЭИ был очень популярен в Москве. Свою первую роль Александр сыграл в оригинальном спектакле, где соединились повесть Владимира Тендрякова «Три мешка сорной пшеницы» и «Целина» дорогого Леонида Ильича. С годами творчество взяло своё, и вторую «вышку» дипломированный инженер, получил в Щукинском училище. Куда поступил после 2 лет службы офицером. Значительная часть ролей Александра – высшие армейские чины, чекисты, а также чиновники, олигархи и прочие авторитеты. Фильмография артиста насчитывает около 150 фильмов! Среди них: «24 часа», «Звездочёт», «Красная капелла», «Тайная стража», «В круге первом», «Жуков», «Контригра»…
- Александр, в новой фантастической картине «Танцы насмерть» вы тоже играете руководителя высокого ранга. 2070 год. Ядерные катаклизмы уничтожили цивилизацию… Так далеко в будущее вас ещё не заносило, верно?
– Да, в основном я руководил людьми в прошлом, в настоящем, но не в будущем. А в «Танцах насмерть» действительно играю главу уцелевшего города. Земля взбунтовалась, и жителям нужно приносить ей некую жертву, чтобы та снова не начала «бузить». И в мегаполисе проводят танцевальные марафоны. В «Танцах насмерть» проигравший гибнет, и его энергию приносят в качестве той самой жертвы Земле.
– К 2070 году коррупцию в нашей стране, безусловно, победят. А пока вам приходится играть чиновников, подверженных этому недугу. Таков, например, ваш мэр Марусов в сериале «Временно недоступен». Что же с ними, вороватыми, делать-то?
– Мэров, губернаторов и других «слуг народа» я действительно много переиграл. И в основном вороватых, да. Как справиться с коррупцией? Вопрос очень актуальный в свете последних митинговых событий. Но любое оружие работает по-разному – смотря в чьих руках находится. Из борьбы с коррупцией можно сделать фарс – так сейчас и происходит. Будем до последнего коррупционера бороться? Или всё-таки выявим причины явления? Коррупция не только в том, что ты лично воруешь. Воруешь – это по большому счёту, когда ты, обличённый властью, делаешь то, что запрещено законом. А если ты прибрал себе официально – по залоговым аукционам – половину государственной нефти… Это коррупция или как?
Кто-то скажет, что совсем не коррумпированных стран и чиновников не бывает. Просто есть в большей степени, в меньшей степени и до полного безобразия, как у нас. Мне лично близок сингапурский опыт. Знаменитый теперь Ли Куан Ю, выиграв выборы, стал премьер-министром и символом борьбы с коррупцией. Знаете, какой у него был лозунг? «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку друзей и родственников». Сами понимаете, такой путь в нашей стране – практически нереальный.
– Да уж, все сажают на хлебные места своих друзей, жён и детей. Кругом блат. А как вы, например, попали на роль директора ФСБ в «Коде апокалипсиса»?
– Хорошая шутка… Действительно, когда искали актёра, авторам фильма прислали записочку (она у меня до сих пор хранится) от заместителя директора ФСБ, который курировал вопросы культуры. В записке было сказано про меня: «...неплохо показал себя в фильме «Звездочёт». Прошло три года, после того как я сыграл директора СВР, но меня запомнили. С этим заместителем директора ФСБ мы познакомились после выхода сериала «Тайная стража», повествующего о современных чекистах, которые внедряются и реально живут среди бомжей, кавказцев на рынках, исламистов и т.д. За «Тайную стражу» членам съёмочной группы решили вручить именные часы от ФСБ. 23 февраля нас пригласили в Дом приёмов ФСБ, симпатичный особнячок на Пироговке. После официальной части – банкет. Мы сидим с замом за одним столом, разговариваем, закусываем. Очень вкусная еда – похожая на ту, советскую!..
– В фильмах про советское время вы снимались не только в погонах. В сериале «Людмила Гурченко» вам досталась роль великого режиссёра Сергея Герасимова. Надеюсь, на грим не уходило по 10 часов, как у вашего коллеги Сергея Безрукова на образ Высоцкого?
– Кстати, при всём уважении к создателям картины «Высоцкий. Спасибо, что живой» и лично Сергею Витальевичу, у которого я сейчас работаю в Губернском театре, фильм меня в этом смысле немножко расстроил. Потому что там слишком много сил было брошено именно на грим. Но у Безрукова был и другой, более успешный опыт с образом Высоцкого – в сериале «Таинственная страсть». Сергей в той роли абсолютно убедителен, он там действительно живой, и не важно, что портретно не совсем похож…
Поэтому, когда предложили сыграть Сергея Аполлинариевича Герасимова, я поначалу сомневался. Ни комплекцией, ни ростом, ни характером я на него не похож. На что режиссёр сказал, что это не важно, это не шоу двойников. У меня друзья-актёры – его ученики. И я многое от них узнал о Герасимове. Он был достаточно жёсткий человек и режиссёр, но в то же время очень заботился о своих воспитанниках. Играть его было легко, потому что по образу и характеру Герасимов – настоящий офицер!