Сценарист и режиссёр Рустам ИБРАГИМБЕКОВ, пожалуй, единственный в нашей стране, кто получил шесть Государственных премий. Название фильмов, сценарии к которым он написал, говорят сами за себя: «Белое солнце пустыни», «Урга. Территория любви», «Сибирский цирюльник» и др. А фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем» стал лауреатом премии «Оскар». Одна из последних работ Рустама Ибрагимбекова – фильм «Кавказское трио», в котором он выступил как сценарист и продюсер...
- Ваш ильм «Кавказское трио» – ностальгия по СССР или желание рассказать о национальных проблемах, возникших после его распада?
–Человечество живёт в кругу одних и тех же проблем на протяжении столетий. Сейчас мы вступили в период противостояний: национального, религиозного, расового. «Кавказское трио» – история трёх друзей: армянина, азербайджанца и грузина, которые оказались перед трудноразрешимой проблемой. Армянин, живущий в Москве, хочет, чтобы его сын, живущий в Баку под азербайджанской фамилией отчима, взял его фамилию – армянскую. Казалось бы, нормальное отцовское желание. Но если ты не учитываешь реальные обстоятельства, в которых живут люди, то это может привести к трагедии. Герой Стоянова чуть не губит своего сына, гибнет его товарищ – грузин, лишается работы и попадает в тяжелейшее положение другой его друг – азербайджанец.
– Скажите, жить в Советском Союзе было лучше?
–Это время моей молодости, зрелости, поэтому я вспоминаю о нём с удовольствием. Было много хорошего: прекрасное образование, равенство возможностей, отсутствие огромной социальной дистанции между богатыми и бедными. Но, с другой стороны, существовал жёсткий тоталитарный режим. Людям внушали, что все живут хорошо, и все верили. Но в то же время тысячи гибли в лагерях. Когда умер Сталин, мне было 14 лет. Я пришёл домой заплаканный и услышал, как моя мама в разговоре с отцом сказала: «Усач дал дуба!» Я стал кричать: «Как ты можешь говорить так про нашего вождя!» «Вырастешь – поймёшь», – ответила мама. И я стал понимать, в какой стране мы живём. Я не вступил в партию, вообще не состоял в общественных организациях.
– А дружба между народами в Союзе была?
–Дружбы между народами не бывает, дружба существует между людьми. В советское время среда и обстоятельства действительно способствовали сближению. Люди ездили из одной республики в другую в гости, общались, дружили. Любые националистические всплески гасились. В СССР за оскорбление по национальному признаку могли посадить.
– Почему на роль армянина вы пригласили Юрия Стоянова?
– Мой друг армянин, которого я привозил в Баку, немного похож на Стоянова. Среди армян есть такие абсолютно невыраженные армяне. Юрий отнёсся к роли с огромным воодушевлением, сказал: «Только, прошу вас, не клейте мне усов». Его азербайджанского друга сыграл грузинский актёр вынужденно, потому что в Азербайджане я – персона нон грата и любому азербайджанскому актёру, сыгравшему в моём фильме, потом бы пришлось несладко. В фильме есть только один азербайджанец, который сыграл роль министра безопасности, но он живёт в Грузии.
– А где ваш дом?
–Моя родина – Советский Союз, малая родина – Азербайджан. В 24 года я приехал в Москву и 50 с лишним лет прожил здесь. Вырос на русской литературе, русском театре, русской философии, поэтому русский язык – моя третья родина. При том, что я свободно себя чувствую в любой стране, даже не зная языка. Огорчает лишь то, как стремительно растёт число псевдопатриотов. Даже в советское время никому и в голову не приходило устанавливать памятник Ивану IV. Сталин понимал, что Грозный в плане идеологии пришёлся бы ко двору, но он страшный человек. А сейчас настойчиво утверждают, что Иван Грозный – собиратель российских земель.
А в Азербайджане меня объявили врагом народа, когда стал критиковать власть. Поэтому в России я граждански не активен, веду себя сдержанно. Если из Москвы попрут, то деваться мне будет некуда.
– Как-то вы сказали: «У меня нет ни одного произведения, за которое мне было бы стыдно». Как удавалось и свободно мыслить, и быть признанным советской властью?
–В сёрфинге используют энергию волны, если удаётся её «оседлать», она несёт тебя в нужном направлении. Фильм «Допрос» в 1979 году хотели закрыть, и только благодаря поддержке Первого секретаря ЦК КП Азербайджана Гейдара Алиева, который развернул кампанию по борьбе с коррупцией, ленту выпустили на экран. То была мощная волна.
– О чём вы подумали, когда узнали, что ваш фильм получил «Оскар»?
– Получая «Оскар», я с сожалением думал: «Как жаль, что это не увидит мама...» Посмотрите на эту фотографию на стене, мы с Александром Абдуловым на Московском кинофестивале вручаем награду Софи Лорен. Я ей сказал тогда: «Мог ли подумать я, мальчишка, выросший на окраине Баку, что буду вручать награду великой актрисе?! Но самое моё большое сожаление сейчас, что это не видит моя мама». Когда Софи перевели эти слова, она меня поцеловала, и зал взорвался от восторга.
– В декабре прошлого года вы провели XVI Форум национальных кинематографий и VМеждународную киношколу. Там были молодые кинематографисты из бывших советских республик?
– Похожие фестивали существуют во всём мире, и в СССР они регулярно проводились. Но после распада наступил «дикий капитализм», со всех пытаются содрать деньги. К счастью, государство и, в частности, «Союз женщин России» сочли Кинофорум и Киношколу социально значимым проектом и выделили средства. Молодые кинематографисты получили возможность познакомиться, посмотреть фильмы друг друга.