> Его Величество – Театр - Аргументы Недели

//Культура

Его Величество – Театр

24 марта 2017, 12:20 [«Аргументы Недели», Юлия СОРОКИНА ]

Театральный мир в фотографиях Михаила Белоцерковского

27 марта 2017 года, в международный день театра, в Московском Мюзик Холле состоится открытие персональной выставки театрального фотографа Михаила Белоцерковского. Собрание включает в себя 35 работ, 10 из которых ранее не были представлены.

С 70-х годов прошлого века Михаил Белоцерковский начинал свой творческий путь как театральный администратор. Позднее решился на большее – начал снимать спектакли. Профессиональное чутьё всегда помогало ему: умение работать со светом, правильно выстраивать композицию и вовремя нажимать на кнопку спуска – всё это рождалось постепенно, но чёткое понимание замысла и погружённость в процесс работы творческого цеха стали большим подспорьем на пути авторской самореализации. За плечами у фотографа уже две выставки, посвящённые театральному искусству. 27 марта откроется третья.

Белоцерковский начал снимать профессионально 10 лет назад, и с тех пор почти не расстается с камерой. Театр имени Пушкина, МХТ им. Чехова, Театр на Малой Бронной, Губернский театр, Театр им. Маяковского, Театр Сатиры – эти храмы искусства по вечерам становятся для него вторым домом. «Мы, театральные фотографы, приходим обычно на предпремьерные прогоны. На зрительские показы нас, как правило, не пускают по целому ряду причин, одна из которых – то, что мы «щёлкаем», а щелчки фотокамер для актера производят не всегда нужный звуковой эффект», – рассказывает автор выставки.

Для любого фотографа, в особенности для театрального, важно поймать драматический момент, эмоцию, и не просто поймать – а запечатлеть их. Опыт Белоцерковского показывает, что это нелёгкий труд. Нажмёшь спусковую кнопку позже на пару секунд – «прозевал!» Так ему приходилось посещать один и тот же спектакль по нескольку раз с одной целью – отснять нужный кадр, чтобы донести до зрителя самое важное – психологию спектакля. Взмах руки, поворот головы, напряжённый взгляд, устремлённый в пустоту, – все эти детали не просто результат удачно сложившихся обстоятельств съёмки, это свидетельство кропотливой интеллектуальной работы автора: в каждой фотографии «должна быть мысль».

Видеть Михаила Лазаревича в театре без сопровождающего его повсюду фотоаппарата – большая редкость. Не так давно, придя на спектакль в МХТ уже в качестве зрителя, он занял почётное место в восьмом ряду, рядом с теми местами, где когда-то сидели сам Станиславский и Немирович-Данченко. Его появление в зрительском зале без профессионального оборудования вызвало удивление: «как же так, Белоцерковский в театре и без камеры!» Фотограф с досадой вспоминает: «Я старался смотреть спектакль как зритель, но очень часто, к великому своему сожалению, я хватался руками за невидимую камеру и пытался что-то зафиксировать».

«Знаете, самая лучшая фотография – это та, которую ты ещё не сделал», – признается Михаил Белоцерковский. – Когда я снимаю, я всё время говорю себе о том, что это ещё не то». Фотограф убеждён, что когда просматриваешь готовый материал, то зачастую появляется чувство неудовлетворённости результатом – «понимаешь, что можно было бы сделать ещё лучше или вообще не снимать».

Есть в архиве работ мастера одна особенно памятная ему фотография. На ней запечатлён Олег Табаков, вручающий своему сыну Павлу, выпускнику театральной школы, диплом об окончании учебного заведения. На выпускном «табакерки» присутствовал Белоцерковский, который взял камеру в тот ответственный момент – и не прогадал. Один экземпляр этой фотографии, подарок Белоцерковского Табакову, теперь висит в его гримёрке, а другой – с автографом – остался у Михаила Лазаревича в память об этой знаменательной встрече.

 

Читайте также:

Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только лучше

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте