В иркутском прокате — бессловесная «Красная черепаха», претендующая на премию «Оскар» в номинации «лучший полнометражный мультфильм». Совместная работа мультипликаторов Франции, Бельгии и Японии показывает историю оказавшегося на необитаемом острове человека, который по неведомым обстоятельствам не может оттуда выбраться. Подобно «Патерсону» Джармуша, картина Михаэля Дюдок де Вита — еще один замечательный и редкий ныне пример поэтического кино, в котором, впрочем, нет ни одной стихотворной строчки.
Здесь вообще нет ни единого человеческого слова, хотя это история человека, а в некотором смысле и всего человечества. Лишенная примет времени, национальной и религиозной принадлежности эта философская притча поистине универсальна и открыта для трактовок. Хотя внешне — совершенно проста и может быть пересказана в двух-трех предложениях.
Молодой человек, ставший жертвой океанского шторма, оказывается на необитаемом тропическом острове. Худо-бедно приспособившись к существованию, он строит плот и хочет уплыть, однако все его попытки пресекает огромная и сильная морская черепаха красного цвета, которая раз за разом разбивает его плавсредство. То ли судьба не дает человеку покинуть остров, то ли сама природа. Когда черепаха оказывается на берегу, озлобленный юноша жестоко мстит ей, но через несколько дней раскаивается в своем поступке. И тогда черепаха превращается в прекрасную рыжеволосую девушку, с которой он проведет на острове всю жизнь.
Голландец Михаэль Дюдок де Вит, в 2000-м году получивший премию «Оскар» за свой короткометражный мультфильм «Отец и дочь», был очень удивлен, когда в 2008 году получил письмо от японской студии Ghibli. Оказалось, что ее создатель — живой классик японской мультипликации Хаяо Миядзаки не только помнит о нем, но и рекомендует его в качестве режиссера для нового полнометражного мультфильма. Полный метр Михаэль Дюдок де Вит никогда не снимал, а студия в свою очередь никогда не делала мультфильмов за пределами Японии, однако сотрудничество состоялось. И результатом его спустя восемь лет стала картина «Красная черепаха», уже успевшая получить на Каннском кинофестивале прошлого года специальный приз жюри, а в этом — номинацию на «Оскар» как лучший анимационный фильм. В конкурентах у нее — американские «Кубо. Легенда о самурае», «Моана», «Зверополис» и швейцарско-французская картина «Жизнь кабачка».
«Красная черепаха» — объективно нечто особенное в этом ряду. Созданная вручную, невероятно трогательная анимация как будто дышит человеческим теплом, а в сочетании с красивейшей музыкой Лорена Переза способна вызвать настоящий восторг и слезы. Это тот редкий сейчас случай, когда использованы все кинематографические возможности мультипликации как отдельного вида искусства. Реальность героя здесь вплотную граничит с его снами, мечтами и видениями, каждый образ и событие настолько богаты по смыслу, что можно сколько угодно ломать копья, споря о том, что именно имел в виду автор, хотя в сухом остатке содержание действительно простое. Все мы приходим в этот мир одинокими и беззащитными, каждый ищет и находит свою судьбу и что-то оставляет после себя, прежде чем навсегда покинуть этот мир. Таков закон природы, и для того, чтобы выполнить свое предназначение, вовсе необязательно бежать со своего острова, можно прожить целую жизнь в гармонии с природой и в мире с самим собой.