У Елены НИКОЛАЕВОЙ около тридцати ролей в кино. Актрисе интересны разные жанры и эпохи. В историческом сериале «Пером и шпагой» она сыграла телохранительницу императрицы Елизаветы Петровны; в социальной драме «Девочка» – бывшую школьницу, попавшую на зону; в картине по роману Фёдора Абрамова «Две зимы и три лета» – простую деревенскую бабу во время Великой Отечественной войны. Зритель знает Елену и по таким фильмам и сериалам, как «Неваляшка», «Я вернусь», «Фонограмма страсти», «Моя вторая половинка», «Манекенщица», «Неподсудные» и др.
- Елена, в третьем сезоне сериала «Мамочки», который идёт сейчас на канале СТС, ваша героиня Аня, выйдя из глубокой депрессии, решает заняться бизнесом. Как вы считаете, женщина – более эффективный предприниматель, чем мужчина?
– Думаю, нет. Мужчины умнее, сильнее, рациональнее. Женщины в основном на эмоциях живут… Что касается моей героини в «Мамочках», то, во-первых, выходить из глубокой депрессии Ане было совсем непросто. Она набрала лишние килограммы. К счастью, для роли мне не пришлось специально объедаться и набирать вес. Мне сшили такой чудо-комбинезон с утолщениями почти на всех частях тела. Я каждый раз надевала его перед выходом на съёмочную площадку. К тому же в павильонах было не очень-то жарко, и костюм меня согревал. Но когда снимали где-то в другом месте, в ресторане например, я в этом комбинезоне парилась и задыхалась.
В итоге моя Аня действительно открывает детский магазин, запускает свою линию одежды. И преуспевает в этом деле. А потом встречает своего возлюбленного, «мужчину своей мечты», которого играет прекрасный актёр Виктор Добронравов.
– Вам самой не захотелось после роли в «Мамочках» заняться каким-нибудь бизнесом?
– Интересно, что как раз на гонорары от съёмок в «Мамочках» мы с мамой открыли милое кафе рядом с домом. Сама не ожидала, что на меня так подействует подобная коллизия героини. Обычно у меня простой алгоритм. Вот я играю Электру в одноимённом спектакле Театра наций. Электра и её брат Орест, как известно, умертвили свою мать и её любовника Эгисфа – отомстили за убийство их отца Агамемнона. Понимаете, если я не выйду из этой роли после спектакля, меня в итоге отвезут в психиатрическую лечебницу. Надо отделять роль от жизни. Я отделяю… Хотя по большому счёту бизнес – совсем не моё. У меня голова немножко в другую сторону работает. Скажите что играть – сыграю.
– Вы сыграли одну из главных ролей в сериале «Манекенщица», где действие происходит в 70-егоды прошлого века. Сейчас довольно модно ностальгировать по советским временам. Вы же краем детства задели «совок», верно?
– Хочу сказать, что роль в «Манекенщице» далась мне непросто. В туфлях на высоких каблуках мы ходили по подиуму по 12 часов! Постоянные переодевания, ноги гудят, а при этом надо держать лицо, не кривиться от боли, делать вид, что у тебя всё прекрасно… Что касается моего советского детства, то я помню только мороженое, которое было очень вкусным, потому что делалось из натурального молока. Хорошо помню начало 1990-х годов. Открываешь холодильник, а там пусто. Правда, нашей семье повезло. Моя бабушка работала директором клуба московской косметической фабрики «Свобода», знала разных знаменитых артистов. И у неё завёлся блат в магазинах. Иногда она брала меня с собой за покупками. Мы заходили через чёрный ход, и бабулечке выносили всё, что нужно.
– Елена, в фильме «Девочка» вы сыграли совсем юную наркоманку, попавшую на зону. Как готовились к съёмкам, чтобы образ получился достоверным?
– Мой родной дядя Яша – нарколог. И я к нему приезжала перед съёмками, интересовалась, что происходит с людьми под действием определённых препаратов, смотрела видеоматериалы. Моя героиня употребляла сначала кокаин, потом – героин. Раньше и не знала, чем одна отрава отличается от другой. Разный эффект, разная ломка. Героиновая очень тяжёлая, скручивает больного уже через 12 часов после последней инъекции. Слёзы ручьём, всё тело трясёт. В таком состоянии человек не может ни есть, ни спать, его бросает в жар, он сильно потеет, челюсть сводит судорогой. Боли в мышцах и ломота во всём теле становятся невыносимыми. К физическим мукам присоединяется ещё и состояние паники, ужаса, страх смерти. В «Девочке» была сцена, когда моя героиня, испытывая подобную ломку, просит маму дать ей денег на наркотики. Мать, естественно, отказывает. Здесь режиссёр картины, моя однофамилица Елена Владиславовна Николаева, мне просто приказала: «Падай на колени и ползи за ней!» И я со звериным воем ползла за матерью по всей квартире, готовая убить её, если она не даст денег…
А когда мы снимали сцену в тюрьме, режиссёр попросила, чтобы принесли аппликатор Кузнецова. И я села на него попой. Как известно, аппликатор Кузнецова – это такие массажные диски с иглами на поверхности, которые стимулируют наиболее значимые точки вашего тела. Я сидела перед камерой и дёргалась в кадре по-настоящему. Вот на какие муки приходится идти ради искусства!