Аргументы Недели → Культура

Начитанные люди не имеют права не сопротивляться бескультурью

, 16:19

Писатели Денис Драгунский и Петр Алешковский стали гостями регионального книжного форума «Развитие инфраструктуры чтения в Пензенской области». В эфире радиостанции «Эхо Пензы» они рассказали, почему они благодарны за то, что не смотрели в детстве телевизор, как правильно читать книги и к чему приводит нехватка идеализма в России. ИА «Пенза-Пресс» публикует самые интересные фрагменты беседы.

Ольга Кровякова-Григорьева, старший редактор радиостанции «Эхо Пензы»: Можно ли заставить человека любить читать?

Денис Драгунский: Приучить любить можно, конечно. Но это, прежде всего, [должны делать] семья и школа…

Петр Алешковский: Или тюрьма.

Денис Драгунский: Или монастырь.

Петр Алешковский: Когда я в детстве стал ныть, почему у нас нет телевизора дома, мама сказала, что купит его, когда мой брат Митька, который на восемь лет меня младше, поступит в университет. Так и случилось. Я жил без телевизора, в моем пользовании была вся библиотека. Я приходил в школу и делал вид, что я [фильм] про Шурика тоже смотрел. Конечно, я был странноватым, но вместе с тем в 10 классе понял, что в отличие от своих одноклассников, прочитал в 100 раз больше. И я благодарен маме, что она так поступила. У меня сегодня тоже нет телевизора, и это мой совет: выкинуть его из дома навсегда. Новости можно получать из интернета сжатые, выискивать по своему интересу. Новости — это то, без чего нормальный, думающий человек жить не может. А книжки должны быть не фоном даже, они должны приносить наслаждение. Как только вы научитесь получать это наслаждение, вы становитесь книжным алкоголиком, и без книг жизни не мыслите.

Ольга Кровякова-Григорьева: Вот опять: вас заставили любить читать, потому что не оставили выбора.

Петр Алешковский: Нет-нет. Я с пяти лет читаю сам, до этого родители очень старались естественно. Я засыпал и просыпался в окружении книг. Для меня это было нормально. Думаю, что у Дениса то же самое.

Денис Драгунский: Правильно, то же самое. Телевизор у нас в доме появился, когда я учился классе в восьмом. До этого не было такой надобности. Моего отца уговорили друзья: «Что ты какой отсталый? Деньги есть, а телевизора нет». И сейчас, во взрослой жизни у меня, как у Петра, дома тоже телевизора нет. Он был вынесен оттуда лет шесть назад, наверное.

продолжение материала на портале "ПЕНЗА-ПРЕСС" 17.02.17

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram