Новый спектакль в ТЮЗе. Премьера. Эдвард Олби "Все кончено". Пьеса с хорошо знакомым сюжетом. Много раз поставленная. Во многих странах, на разных сценах....
Вообще, для меня это всегда было большой тайной: зачем режиссер берет очень известное произведение? Взял бы что-нибудь новенькое. Не придется ставить все с ног на голову, чтобы было не так как у других...Потом я поняла, что хороших новых пьес очень мало, а хороших старых есть немного. Вот режиссеры и ставят их , но каждый - по-своему, чтобы не быть похожим на предшественника. Пытаются выдумать свое. Этакое Чтобы было не таким как у коллег. Лучше - сильно отличалось и выдавало в постановщике человека незаурядного ума и таланта. Поэтому все ищут оригинальную форму. Раздевают актеров догола, переодевают мужчин в женщин, заставляют тех и других ругаться матом, включают громкую музыку, используют видео и другие разные спецэффекты. Зритель уже просто устал бежать на модное, современное, непонятное! Но бежит. Прибегает, садится в зал, в изнеможении силится хотя бы просто понять увиденное, почувствовать хоть что-нибудь... И , мне кажется, остается глубоко разочарованным. Нам, зрителям, даже кажется иногда что над нами просто издеваются. Хотели попасть на модного режиссера?Заплатили за билеты? Вот и получайте! С нами никто даже не пытается поговорить серьезно! Они уверены, что мы идем в театр за развлечениями, вот и развлекают нас, как какое-то стадо овец. Развлекают примитивно и грубо. Или просто используют в качестве некой субстанции, необходимой для осуществления мероприятия под названием спектакль. Меня лично не раз использовали. Думаю, что и вас тоже.
Поэтому театр, который делает Гинкас - уникален. И спектакль " Все кончено" - тому подтверждение. . Взяв очень известное произведение, он идет не в ширь, а в глубь. Вот , например, у Олби семья собирается у постели умирающего отца и мужа. Еще здесь его любовница и его врач. Любовник и адвокат жены. Все они ждут, когда все будет кончено. И разговаривают. О любви, о жизни и смерти, о своих непростых отношениях с умирающим, вспоминают прошлое и планируют будущее. Они ничего особенного не делают. Не раздеваются и не ругаются матом. Не танцуют на шаре. Просто разговаривают. Два с половиной часа. Друг с другом. И в какой-то момент происходящее перестает быть театральной постановкой и становится частью жизни. Моей. Твоей. Нашей. То, о чем говорят персонажи , рождает в зрителях какие-то свои мысли и размышления. Кто-то в зале плачет, кто-то сидит опустив голову. Кто-то, возможно, и скучает, потому, что лично его не трогает происходящее. Придя домой, я уверена, он будет думать о том, почему его ничто не тронуло. ...Словом, спектакль Гинкаса рождает в зрителе мысли и чувства. А это уже -ого-го! Театр Гинкаса построен на уважении к зрителю, которое, мне кажется, происходит от того, что сам Кама Гинкас любит людей. Или они ему интересны. Или не безразличны. Но это те, с кем он не прочь поговорить, продолжить свой внутренний монолог, вовлечь в разговор актеров и сделать с их помощью этот свой разговор со зрителем, ярким и интересным.
Режиссер Гинкас не использует и не развлекает зрителей, он искренне, открыто, иногда даже сомневаясь в сказанном, серьезно беседует с ними. От того, что он это делает театральными средствами, разговор не становится менее искренним и глубоким. Все дело в этом. Уметь по-настоящему серьезно поговорить с человеком. Дать понять собеседнику, что его уважают, его мнение тоже имеют в виду. Наверное, именно этим театр отличается от мюзикла, цирка, блокбастера, шоу и любого другого аттракциона. Особенно авторский театр. Например, театр Кама Гинкаса.