«Притяжение» меньше чем за неделю стало главным событием киноиндустрии наступившего года. Вслед за «Викингом» Андрея Кравчука, вышедшим накануне новогодних каникул, новый блокбастер Федора Бондарчука вновь разделил общество надвое: одни (в основном те, кто не смотрел) фильм неистово ругают, другие — столь же неистово хвалят. Между тем картина о приземлении инопланетян в Чертаново за первый же уикенд отбила потраченные на нее деньги и, судя по всему, соберет еще немало.
То, о чем так долго мечтали многие (продюсеры, режиссеры, чиновники от культуры), происходит уже сейчас. Выход российского фильма в прокат наконец-то становится событием для всей страны: люди обсуждают, спорят, даже ссорятся, но, что самое важное, идут в кино. Для киноиндустрии кассовые сборы — конечно, важнейший показатель успеха, и если говорить положа руку на сердце, российские студии давно научились зарабатывать на производстве фильмов. Но для зрителя (как рядового, так и профессионального) все-таки важна не касса, а качество продукта, и радует, что индустрия в последнее время все больше задумывается об этом.
В этом смысле «Притяжение» Федора Бондарчука — пока наилучший образец жанрового массового кино. Рассчитанный на основную аудиторию посетителей кинотеатров (от 12 до 25 лет) он говорит с ней на понятном ей языке, рассказывает простую, но важную историю, способную затронуть чувства вне зависимости от гендерной принадлежности зрителя. Но самое главное, что в фильм заложен еще и воспитательный момент, а это уж вообще большая редкость для подобной продукции.
Создатели «Притяжения» долгое время интриговали зрителей, скрывая сюжет и места съемок. А когда вышли трейлеры, любопытство только обострилось — тщательно прорисованные кадры разрушения одного из спальных районов Москвы и схватка землянина с пришельцем обещали как минимум новую «Войну миров» или «День независимости». В итоге фильм обманул ожидания, но, как ни странно, не разочаровал. Несмотря на то, что Федор Бондарчук щедро использует опыт тех, кто работал этом жанре до него, он строит собственную историю, сугубо российскую и во многом оригинальную.
Из-за метеоритного дождя космический корабль пришельцев теряет свое защитное поле и попадает в радары российских спецслужб, которые моментально поднимают в небо военную технику. Поскольку объект движется к земле, руководство усматривает в этом угрозу и отдает приказ открыть огонь на поражение. В результате огромных размеров НЛО разносит половину Чертанова и падает посреди жилых домов. Район бедствия немедленно оцепляют, людей эвакуируют, вводят военное положение, но информацию о намерениях пришельцев сообщать населению не спешат.
Старшеклассница Юля в компании своего парня Артема и его друзей проникают в запретную зону, желая провести собственное расследование. Забравшись в квартиру погибшей при катастрофе подруги, девушка едва не падает с огромной высоты, но ее спасает пришелец, которого подоспевшие друзья скидывают вниз. Как Юля выяснит позже, угрожающий вид прилетевших инопланетян — это всего лишь костюм, на самом деле они выглядят так же, как люди. На их планете уже много лет нет смерти, их цивилизация куда более развита, но сами они не умеют испытывать эмоции. Девушка скрывает ото всех свое знакомство с Хэконом (так ей представился пришелец), все его странности при возникающих вопросах объясняет тем, что он из Питера, и постепенно начинает в него влюбляться. Тем временем злоба парня Юли, Артема, по отношению к пришельцам всё нарастает, он не знает ничего об их мирной миссии. Вместе с друзьями Артем создает в соцсетях движение «Сопротивление» и под лозунгом «Это наша Земля» уже готов возглавить массовую бойню с инопланетянами.
Помимо любовной линии и научно-фантастической составляющей, «Притяжение» Федора Бондарчука показывает зрителю, как важно уметь вести конструктивный диалог с кем бы то ни было: будь это твой друг, отец, любимый человек или пришелец с другой планеты. Как следует из картины, в России любят делать поспешные выводы, даже не пытаясь разобраться в сути происходящего. Это, кстати, отчасти подтвердилось и в отношении самого «Притяжения». Когда в интернете появились первые трейлеры, их гораздо более благосклонно воспринимали на западе, чем у себя на родине. Казалось бы, можно порадоваться тому, что в России научились делать качественное зрелищное кино, но отечественный зритель предпочел ставить дизлайки и писать брезгливые комментарии в духе «фу, смотреть не буду и другим не советую». В результате еще задолго до выхода в отечественный прокат картина Федора Бондарчука была продана в 43 страны, включая Китай, а в массовом российском сегменте по-прежнему царил скепсис. Но и здесь «Притяжению» удалось кардинально переломить ситуацию. При не самом впечатляющем старте (в первый день проката фильм собрал 46 млн рублей) в выходные картина начала притягивать зрителей с бешеной скоростью и в итоге за первый уикенд собрала более 400 млн рублей (при бюджете в 380 млн). Это значит только одно: включилось сарафанное радио, которое зачастую работает гораздо лучше любой прямой рекламы. Стало быть, российский зритель понемногу начинает верить в отечественную киноиндустрию.