Иркутская галерея Виктора Бронштейна вновь радует своих посетителей интересной выставкой скульптуры. На этот раз героем выставочных залов стал пермский скульптор Альфиз Сабиров, впервые приехавший в Иркутск, чтобы показать свои работы публике. Несмотря на молодой возраст (автору — всего 31 год), скульптор уже успел заявить о себе не только в родном для себя Пермском крае — его работы выставлялись в Москве, Казани, Литве, а в Иркутск приехали и вовсе из Франции. Искусствоведы тепло оценивают творчество Альфиза, называя направление, в котором он работает, «интеллектуальным символизмом».
Альфиз Сабиров родился и вырос в татарском селе Ишимово Пермского края и с детства впитал в себя ту национальную культуру, которой жили его предки. Хотя воспитывался он, по его словам, не в строгой религиозной семье, тем не менее считает, что нельзя отвергать культуру и корни, с которыми родился. Как признается автор, скульптурой он увлекся, учась на третьем курсе уральского филиала Академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова: захотелось попробовать себя в объеме. С тех пор бронза стала его любимым материалом, а эксперименты с фактурой — излюбленными приемами.
«Современная станковая скульптура — это вообще особый вид изобразительного искусства. Оно сложное, но очень емкое и выразительное, — отметила на открытии выставки в Иркутске заведующая кафедрой геммологии ИрНИТУ, профессор Раиса Лобацкая. — Направление, в котором работает Альфиз Сабиров, можно назвать интеллектуальным символизмом. Для него характерно сочетание различных материалов в одной работе, использование ювелирных технологий, а также обращение к этническим корням. Сейчас во всем мире этника прорастает абсолютно неординарными работами. Именно такие скульптуры можно увидеть на этой выставке, у этого художника есть свой почерк».
Впрочем, сам автор говорит, что в настоящий момент больше всего его вдохновляют такие мастера, как Роден и Даши Намдаков, и действительно при внимательном осмотре экспозиции их влияние в работах Альфиза Сабирова заметно. Главной темой для молодого скульптора является время. Он и экспозицию назвал «Время ветра». «Мне прежде всего хотелось показать триединство времени: прошлого, настоящего и будущего. Отсюда и название выставки. Ветер пронизывает все времена, он вечен и при этом находится в постоянном движении», — рассказывает Альфиз. Действительно, если рассматривать работы с этой точки зрения, в каждой из них присутствует основная тема художника. Вот, например, «Закат» — нечто, напоминающее одновременно какое-то инопланетное насекомое и чей-то череп. Выглядит так, как будто создано из золота, но на самом деле это отполированная до блеска бронза — текучая и переливающаяся. Подобная работа — «Бессонница», изображающая ската, находящегося в непрерывном движении. Несмотря на статичность, работа передает ощущение текучести и вечного беспокойства, похожее на состояние бессонницы.
Всего в экспозицию попали порядка 15 работ автора, плюс скульптура, которая была представлена на открытии — абстрактная композиция, выполненная изо льда. Она тоже так или иначе была связана с темой времени и находилась в постоянном движении, поскольку попросту таяла и тем самым меняла свою форму.
«В основе творчества Альфиза Сабирова преобладает тема личной мифологии, связанная с традициями и эпосом татарского народа. Именно в легендах, описывающих отдельные эпизоды прошлого определенной этнической группы, нашли свои истоки герои и персонажи его авторского мифа. Имеющих в основе своей реалистическую трактовку персонажей сурового и воинственного мира кочевников («Пораженный») или образы восточных красавиц («Сидящая», «Айсулу») также сложно отнести к историко-иллюстративной категории. Скорее, это некие аллюзии, попытка авторской интерпретации и желание «прочитать», осмыслить и воплотить дух времени, — говорит о творчестве автора искусствовед Алена Кабунова. — При первом взгляде скульптуры Альфиза Сабирова могут показаться слишком абстрактными и сложно идентифицируемыми, поскольку пронизаны большим слоем символов и смыслов. Экзотичность тем, причудливый сплав архаики и современности, многочисленность реминисценций и перекличек как с народным эпосом, так и с постмодернистским подходом к форме рождают оригинальную авторскую манеру».
Сам же автор приглашает зрителя к сотворчеству. «Тюрко-язычные слова, использованные в качестве названий работ, для меня эти очень важны. Несмотря на то, что они по большей части незнакомы русскому глазу, они как бы открывают двери в новый, другой мир. С одной стороны, это позволяет легко в него войти и ориентироваться, но с другой стороны — если узнать перевод или изучить мифологию, откроются новые смыслы. Для меня было важно создать свою историю, а зритель может домыслить свое собственное содержание», — комментирует Альфиз Сабиров.
Выставка будет работать в Галерее Бронштейна до 5 марта.