Как известно, вместе с 2016-м завершился Год российского кино. Это, впрочем, вовсе не означает, что отечественный кинематограф закончил свое существование. Наоборот, судя по тому, какие фильмы готовятся к выходу в этом году, режиссеры изо всех сил пытаются осознать, что же такое русское кино, каким оно должно быть и как говорить со зрителем. Обозреватель АН Тимофей Сундуков предлагает взглянуть на список наиболее ожидаемых российских фильмов, чтобы увидеть общую картину 2017-го кинематографического года.
Профильные киношные сайты уже опубликовали списки релизов, готовящихся к прокату в наступившем году. И если вычленить из всего многообразия сегмент отечественной киноиндустрии, то можно обнаружить ряд любопытных тенденций. Главная из них: русский кинематограф как будто обретает национальное самосознание. Кроме того, все российские фильмы условно можно поделить на несколько тематических и жанровых категорий. У зрителей появится возможность посмотреть байопики о русских писателях, экранизации классических произведений, исторические драмы, ностальгические картины о советских космических достижениях, а также блокбастеры, мечтающие быть такими же успешными и зрелищными, как продукция Голливуда.
Свой взгляд на историю: Князь Владимир, Коловрат, Николай II
Запустившийся под занавес прошлого года дорогостоящий проект «Викинг» с Данилой Козловским в главной роли уже успел наделать много шума. Низкая оценка критиков и возмущение многих зрителей, даже написавших петицию против картины, «искажающей российскую историю», не стали препятствием к тому, чтобы фильм Андрея Кравчука собрал внушительную кассу в течение новогодних каникул и уже отбил свой немаленький бюджет в 1,25 млрд рублей. Учитывая, что показы «Викинга» продолжаются, есть шанс, что он приблизится по сборам к рекордсменам отрасли — прошлогоднему «Экипажу» Николая Лебедева (1,4 млрд рублей) и «Сталинграду» Федора Бондарчука 2013 года (1,6 млрд рублей).
Успех «Викинга» планирует повторить «Легенда о Коловрате» Ивана Шурховецкого. Та же тема средневековой Руси (правда, уже образца XIII века), объединяющейся против супостатов. Здесь речь пойдет о рязанском витязе Евпатии Коловрате, отважно сражающемся за свою родину и любовь против Золотой Орды и хана Батыя. Вложения в проект не такие впечатляющие, как у «Викинга» (бюджет примерно в три раза меньше), но и отбить их будет проще. Судя по трейлеру, продюсеры и режиссер стремились добиться зрелищности не меньшей чем у «300 спартанцев». Поживем — увидим, премьера намечена на апрель.
Еще одной масштабной картиной на тему русской истории станет драма Алексея Учителя «Матильда» — о любви последнего российского императора Николая II к польской балерине Матильде Кшесинской. Выход в прокат приурочен к главной исторической дате 2017-го — 100-летию революции. Поражающих воображение битв в фильме ждать, судя по всему, не стоит. Это будет красивая костюмная драма, снятая в петербургских дворцах, о том, что царю можно все, но он лишен возможности любить. Бюджет картины — 25 млн долларов, большая часть этих средств израсходована на декорации и костюмы. Николая II играет немецкий актер Ларс Айдингер, Данила Козловский засветился в роли графа Воронцова, среди других известных артистов Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов, Григорий Добрыгин, Галина Тюнина.
Уроки литературы: Хармс, Довлатов, Маяковский, Анна Каренина
«Анна Каренина», наверное, самый экранизируемый во всем мире русский роман. Существуют десятки фильмов, основанных на этой трагической любовной истории. Но Юрия Грымова и Карена Шахназарова, кажется, тот факт, что они не будут первопроходцами, совсем не смущает. Оба они в этом году выпустят свои киноверсии одного из главных романов Льва Толстого и сделают это, разумеется, очень по-разному. Так, Грымов в рамках своего проекта «Новая классика» создал вполне современную историю под заголовком «Интимный дневник» — с большим количеством эротических сцен, снятую в девяти странах мира (премьера намечена на апрель). А Шахназаров сосредоточился на мужской стороне конфликта, и его картина получила название «Анна Каренина. История Вронского». Согласно сценарию, история любви графа Вронского к замужней Карениной будет рассказана спустя три десятилетия самим возлюбленным Анны ее сыну Сергею, когда они встретятся во время русско-японской войны. В роли Анны — Елизавета Боярская, Вронского играет Максим Матвеев. Выход фильма запланирован на май.
В этом году зрителей ожидают также три биографических картины, связанных с именами важнейших представителей мира литературы ХХ века. Документалист Иван Болотников снял очень стильный, судя по трейлеру, художественный фильм по мотивам биографии Даниила Ювачева, который назвал просто «Хармс» (выход в прокат ожидается в конце лета — начале осени).
Алексей Герман-младший посвятил свою новую картину Сергею Довлатову, где покажет неделю из жизни писателя, его отношения с близкими и попытки опубликоваться. Действие «Довлатова» будет происходить в Ленинграде начала 70-х, поэтому зрители увидят и других героев того времени, например, Иосифа Бродского, но будет и много выдуманных персонажей, призванных отразить эпоху. Картина появится на экранах не раньше осени. Режиссер Александр Шейн, снявший цикл документальных фильмов о современном искусстве, выпускает осенью картину о Владимире Маяковском. Лента соткана из разных временных пластов и, по словам режиссера, рассказывает о нашем мире, его этике и политике, через миф о Маяковском, хотя биография поэта, конечно, тоже присутствует. Из любопытных подробностей — Чулпан Хаматова играет Лилю Брик, Михаил Ефремов — Давида Бурлюка, а в роли Маяковского — Юрий Колокольников.
Покорители космоса: о подвигах космонавтов-героев
В апреле за зрительское внимание будут бороться сразу две картины, посвященные славной советской истории освоения космоса. Первым выйдет дорогостоящий фильм-катастрофа Клима Шипенко «Салют-7», рассказывающий об экспедиции 1985 года к советской орбитальной станции, переставшей выходить на связь с Землей. В ролях космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, выполнивших один из самых опасных полетов, снялись Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко. Бюджет фильма составил 400 млн рублей, и, по словам продюсера Сергея Сельянова, команде создателей удалось снять на документальном материале остросюжетный космический триллер.
Следом за этим интересным релизом ко Дню космонавтики выйдет еще один — «Время первых» Дмитрия Киселева. Спродюсированная при участии Тимура Бекмамбетова космическая драма рассказывает о подвиге космонавта Алексея Леонова — первого человека, побывавшего в открытом космосе. Главную роль в картине исполнил Евгений Миронов (который сам предложил снять этот фильм и выступил одним из его сопродюсеров), а его напарника сыграл Константин Хабенский. Фильм выйдет в прокат в форматах 2D и 3D и обещает стать нашим ответом американской «Гравитации».
Из области фантастики: инопланетяне в Чертаново, китайский Вий и советские супергерои
Ближайшим после «Викинга» крупным проектом, нацеленным на большую кассу, станет «Притяжение» Федора Бондарчука, который каждым своим новым фильмом старается брать какую-то новую планку. Дорогостоящая (380 млн рублей) картина рассказывает о прилете на Землю инопланетян, которые вынуждены приземлиться в столичном районе Чертаново, где жители, как следует из трейлера, проникнуты высоким духом патриотизма. Хотя о намерениях пришельцев еще ничего неизвестно, власти сразу вводят военное положение, а местные жители уже готовы защищать свою землю до последней капли крови. «Притяжение» выходит 26 января одновременно в России и в Китае, так что, скорее всего, быстро отобьет свой бюджет, тем более что, помимо 2D и 3D, будет демонстрироваться в формате IMAX.
А к 23 февраля ожидается выход еще одного любопытного проекта, пытающегося соответствовать высшим стандартам мирового развлекательного кино. Фантастический блокбастер режиссера Сарика Андреасяна «Защитники» покажет историю об отряде советских супергероев «Патриот», созданном во времена холодной войны. В него вошли представители разных национальностей СССР, которые долгое время скрывали, кем они являются на самом деле. Так, например, здесь будут сибирский богатырь Арсус, превращающийся в медведя с пулеметом наперевес; человек-ветер Хан, мастерски владеющий всеми видами холодного оружия и боевыми искусствами; человек-земля Лер, способный двигать скалы и горы, а также гибкая, ловкая и выносливая девушка Ксения, умеющая исчезать в воде. Все вместе они будут сражаться с могущественным и опасным Августом Куратовым, собирающим армию клонов, чтобы захватить Москву. Сообщается, что первый трейлер «Защитников» собрал более 50 млн просмотров, а права на прокат уже проданы в страны Европы, Латинской и Северной Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и т.д.
Еще одним фантазийным блокбастером, на который делают ставку продюсеры, станет продолжение фильма «Вий 3D», снятого в 2014 году режиссером Олегом Степченко по мотивам повести Гоголя. Строго говоря, сюжет первой картины был гораздо более масштабным, чем классический гоголевский текст, поэтому вторая часть и вовсе не ограничивает себя какими-либо рамками. Получив громоздкое название «Путешествие в Китай: Тайна Железной маски», картина расскажет о продолжении приключений британского картографа Джонатана Грина, который по заданию Петра I отправляется в Китай, где столкнется со всей местной мифологией, а также с китайским вариантом Вия. Роль главного героя вновь исполнил Джейсон Флеминг, но в кадре окажутся и другие известные персоны мирового кино, в частности Джеки Чан, Рутгер Хауэр, Чарльз Дэнс и даже Арнольд Шварценеггер, которому достался «мощный драматический образ». Фильм сделан в партнерстве с Китаем, и это первая российско-китайская копродукция такого масштаба. Планируется, что картина выйдет в России и в Китае одновременно, но точной даты пока нет. Известно лишь, что это случится в октябре.