Актёр и режиссёр Олег ФОМИН родился в Тамбове, окончил «Щепку» и стал известен благодаря роли Арлекино в криминальной драме «Меня зовут Арлекино». Дальше были фильмы: «Адмиралъ», «Легавый», «Весьегонская волчица» и т.д. Режиссёрский успех Олегу принесли сериал «Next» и фильм «День выборов». Недавно на ТВ у Фомина прошли две премьеры. В сериале «Медсестра» он сыграл заведующего кардиологическим отделением, а в комедии «Новая жена» выступил в качестве режиссёра.
- Как вам приятнее о себе думать: Олег Фомин – это прежде всего актёр или режиссёр?
– Конечно, сложнее и интереснее заниматься режиссурой. Но у меня на счету более 60 ролей в кино, и актёрство мне тоже дорого! В наступающем году мне стукнет 55, из них 37 лет – в кинематографе. К юбилею подхожу со множеством премьер. Только что закончил сниматься в телефильме «Комиссарша», где сыграл начальника милиции в освобождённом от фашистов городе. Продолжаю сниматься в «Танкистах». Наш экипаж там много немцев перестрелял. Ждут своего выхода фильм «Болевой порог» и сага «Проспект Обороны». Ну и конечно, режиссёрские новинки: «Стерва» и «Штрафник».
– Чему вы научились в «Медсестре» как заведующий кардиологическим отделением?
–Консультанты нас много чему учили, но к следующему съёмочному дню я всю информацию благополучно забывал. Потому что была новая операция, и требовалось осваивать новые навыки. На ТВ почему-то любят приглашать в передачи о медицине актёров, которые снялись в медицинских сериалах. Относятся к нам как к специалистам. Но у нас другая профессия, и такие шоу – лишь неуважение к ней.
– Вы говорили, что дружите с медиками. Что они сказали о сериале, было много ляпов?
– Мои друзья-медики в меру циничные и благородные люди и легче прощают артистам ляпы, чем зрители. В целом картина им понравилась. Многие звонили даже во время эфира: «Смотрим, всё здорово!» Значит, каких-то страшных ляпов, которые бы резали слух, не было. У меня на самом деле не так много друзей-артистов. Я дружу с бизнесменами, рестораторами, врачами, разведчиками, художниками. Для меня они прежде всего интересные люди.
– В фильме «Новая жена» у героев после 13 лет брака страсти поутихли, романтика ушла, рутина и быт царят в их семье. Посоветуйте, как выйти из такой ситуации, ведь вы женаты уже четвёртым браком?
– Все семейные проблемы возникают оттого, что глаз «замылился», супруги перестали радовать друг друга, оттого и не рады каждому новому дню. Лично я не люблю картины, которые поучают. Зрители должны делать свои выводы сами. Мы только можем приподнять пласт, показать проблему. Как только фильм начинает поучать, он сразу становится малоприятным зрителю. И у него срабатывает защитная реакция: «Не надо меня учить, сам как-нибудь разберусь!»
– В молодые годы вы жили в Риге, играли в русском ТЮЗе под руководством Адольфа Шапиро. Вы уехали из Латвии, потому что закрыли театр? Сильно обиделись на тогдашнего министра культуры Раймонда Паулса?
– 250 человек были выкинуты на улицу, я стал практически бомжем. Но в Риге у меня остались друзья, и я с ними периодически общаюсь. Там сегодня неплохо относятся к русским, у которых есть деньги. Если раньше играли в независимость и делали вид, что забыли русский язык, то потом поняли, что надо работать. А вкалывать латыши никогда особо не умели, поэтому бизнес там принадлежит кому угодно, но только не им. С Паулсом я никогда в жизни не пересекался. Знаю только, что он приходил на мои спектакли в студию «Кафе Аллегро», где звучали стихи Александра Володина, неопубликованная сатира Михаила Жванецкого и многие другие острые вещи. Да и о чём мне с ним говорить? Я справился с ситуацией и не держу зла. Каждый несёт крест своих ошибок, потерь и побед. Может быть, этот человек так сильно переживает, что я себе и представить не могу. Да и мне самому легче жить без груза непрощённых обид.
– В своё время вы были режиссёром кампании «Наш дом – Россия» у Виктора Черномырдина. Высокопоставленные связи вам пригодились?
– Главное, что я оттуда вынес, – убеждение в том, что лучше не общаться с политиками. Чем ближе к верхам, тем неспокойнее жизнь. Держаться от них надо подальше! Посмотрите, до чего политики довели простых людей. Никому не нужны, живут в ужасных условиях! И этот же народ, далёкий от вершин благополучия, скидывается на помощь пострадавшим от болезней и стихийных бедствий. Почему чиновники не остановили и не сказали: «Не надо сдавать даже по 100 рублей, мы найдём средства». Что касается духовной пищи. Мы живём в стране, где какие-то типы закрывают выставки! Без суда и следствия. Просто потому, что КОМУ‑ТО ТАМ не нравится фотохудожник Джок Стерджес. Или вот вопрос: почему у нас снимает сериалы ТВ, а не киностудии? Балом правят люди с деньгами, а не Союз кинематографистов. Кино – главное из искусств – прямое воздействие на граждан страны! Во всём мире титры заканчиваются словом «режиссёр», и только у нас словом «продюсер». Получается, что наши истории рассказывают не режиссёры, а продюсеры. Бизнес у нас важнее профессии, которая занимается человеческими душами. Но поверьте мне, продюсеры совсем не думают, что творится в душах зрителей.