Самобытный керамист, яркий график и живописец Андрей Поляница — художник в Иркутске известный. Впрочем, раньше его работы можно было видеть в основном на коллективных выставках, и реже парных — вместе с произведениями его супруги Натальи Довнич. С 28 декабря в Иркутской галерее Виктора Бронштейна работает первая персональная экспозиция, в которой Андрей Поляница представил лучшие произведения последних 10 лет.
Андрей Поляница родился в Приморском крае, однако вся его дальнейшая жизнь связана с Иркутском. В 1997-м окончил местное художественное училище (отделение керамики), в 2003-м — Иркутский государственный технический университет (кафедра искусствоведения). С 2005-го работает преподавателем кафедры дизайна института изобразительных искусств ИрНИТУ, в 2010-м принят в Союз художников и Международную ассоциацию изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО.
Даже из этой краткой биографии видно, что автор в свои 40 с небольшим лет успел состояться профессионально как в теоретической, так и в практической части. При этом достаточно взглянуть хотя бы на несколько его работ и станет понятно, что художник не утратил умения радоваться жизни и по-детски смотреть на мир. Практически каждое его произведение, будь то милые керамические скульптуры или полуабстрактная графика, наполнено иронией, юмором и яркими красками. Все произведения излучают жизнелюбие и ребяческую непосредственность — качества, которыми обладает и сам художник.
«Я стараюсь дружить с материалом, и он часто мне поддается. А иногда и сам ведет за собой. Но моя роль, как художника состоит не в том, чтобы силой навязать материалу свой замысел, а в том, чтобы помочь материалу ожить и заговорить на одном со мной языке, — признается Андрей Поляница. — Материал — это то, при помощи чего можно выразить собственные чувства, настроение, а может и переживания. Японцы говорят, что керамист учится у глины, резчик учится у дерева… Художник уже в самом выборе материала ищет именно то, что было бы способно откликнуться на его замысел».
При всем этом художник, часто экспериментируя, по сути, все время испытывает материал на прочность. В керамике использует всевозможные техники обжига, различные эмали, глазури, и в результате при взгляде на работу не верится, что такое можно сотворить из глины. А под графическими листами после названия работы тоже чаще всего можно увидеть надпись «смешанная техника», а уж как и что там намешано, зрителю никогда не угадать. Впрочем, если «поверять алгеброй гармонию», уйдет волшебство, а оно в работах Андрея Поляницы, безусловно, есть.
А еще интересно (и особенно хорошо это делать именно на выставке) наблюдать, как один вид искусства в творчестве автора проникает в другой. Органично, не конфликтуя, а, наоборот, как будто дополняя друг друга, рядом сосуществуют графика, живопись и объемные керамические произведения. Несмотря на разность техники и творческого метода, сразу видно, что они созданы одним и тем же человеком, со своим уникальным мировидением и стилем. «Все взаимосвязано. Для керамических работ сначала я в любом случае рисую эскизы, и они могут вырасти и остаться лишь графическими произведениями. А некоторые потом в объем перерастают, — поясняет художник. — В принципе я всю графику могу перевести в керамику. Хотя это не очень легко, потому что в графике можно все что угодно наворотить, а возможности глины все-таки небезграничны».
«Живопись и графика Андрея Поляницы, представленные на выставке, в большинстве своем носят абстрактно-анималистический характер, а образы, воплощенные в красках и графических листах, изначально приходят к нему через форму, поскольку керамический материал способен объединить выразительность скульптуры, красочность живописи, декоративность фактуры», — говорит о творчестве художника искусствовед Алена Кабунова.
Всего на выставку попало более 30 керамических и графических работ, созданных в основном за последнее десятилетие. Пространство третьего этажа галереи Бронштейна не перегружено, здесь есть воздух, произведения не мешают друг другу и в то же время как будто перекликаются между собой — яркими цветами, иронией, доброй улыбкой. Выставка будет работать до 15 января, и это хорошее время, чтобы посетить ее в новогодние праздники всей семьей, ведь работы Андрея Поляницы будут понятны как взрослым, так и детям.