В галерее сибирского искусства Иркутского художественного музея работает выставка одной из выдающихся художниц Бурятии Альбины Цыбиковой. Экспозиция, включающая в себя более 100 произведений, расположилась сразу на двух этажах и на сегодня является наиболее полным собранием неординарного автора. Обыденные сюжеты, перерастающие в бурятские мифы и тибетские притчи, написанные в западноевропейских живописных традициях, являют собой неповторимый художественный мир, полный загадок, скрытых тайн и философских размышлений.
Иркутское художественное училище стало первой серьезной школой живописи для молодой художницы, родившейся в Забайкалье. В 1970-м году Альбина (которую позже все станут называть Аллой) Цыбикова поступила в главное на тот момент художественное учебное заведение города. На последнем курсе попала к Галине Новиковой — мастеру, которого сегодня называют классиком иркутской живописи. Философский взгляд на мир и глубокое понимание изобразительного искусства — вот, пожалуй, главное, что взяла Алла Цыбикова от своего учителя. Много позже эти черты будут выделять в качестве основных в ее собственном творчестве.
«Алла Цыбикова была любимой ученицей Галины Новиковой. Уже в ее дипломной работе Иркутского художественного училища угадывался особый тип мышления, который я бы назвала мифологическим, — рассказывает искусствовед Тамара Драница. — Она была необыкновенно одарена талантом не только художника, но и мыслителя. Невероятно интересны ее записи об искусстве, культуре Бурятии, о поисках своего языка. Ее стиль — скорее европейский, но этим языком она рассказывает о родной для себя культуре. При этом, как истинный классик, она говорит просто и в то же время очень глубоко. Даже самый маленький мифологический сюжетик у нее подразумевает большой масштаб и пространство. Изумительное мастерство, тонкое чувство гармонии ритмического рисунка, образа, глубокое понимание символического значения цвета — это все Алла Цыбикова».
После выпуска из иркутского училища — продолжение учебы, в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, на театрально-оформительском, что тоже внесет вечный отпечаток в ее живопись, часто сюжетную, порой декоративную. Видимо, отсюда же — маски, тут и там мелькающие на полотнах, постоянный мотив автора.
Однако столица дала Цибиковой не только «профессию» — по завершении учебы художница вернулась на родину и стала работать в области монументально-декоративного искусства, создавала эскизы декораций и костюмов для театра, сделала монументальную настенную роспись в Бурятском академическом театре драмы им. Х. Намсараева «На земле Гэсэра». Для самой художницы важнее оказалось погружение в европейскую культуру, через призму которой она научилась пропускать собственные национальные традиции.
«Как художник она формировалась на западноевропейской, и прежде всего французской живописи рубежа XIX-XX веков, — рассказывает об Алле Цыбиковой заместитель директора по науке Иркутского художественного музея Татьяна Огородникова. — В течение всей своей жизни она любила творчество Анри Матисса, почитала Марка Шагала, Поля Сезанна, Василия Кандинского, но не меньшую роль в ее формировании сыграла и культура Востока: Бурятии и Тибета. Удивительное сочетание этих традиций и создало этот неповторимый художественный мир. Ее стиль развивался постепенно, и в поздних работах ощущается более глубокое отношение к жизни. Она задумывается над тем, что такое человеческая жизнь, как она протекает, где она берет свое начало, когда достигает расцвета и когда угасает. Эти работы проникнуты особым мировосприятием, душевностью и поэзией».
«Мы в последнее время много говорим об уникальности бурятского искусства, но ведь именно Алла Цыбикова впервые вывела его в мир. Она первой объединила традиции европейского и азиатского искусства в своем творчестве, — добавляет искусствовед Ираида Федчина. — Но она никогда не была самонадеянной, даже когда уже прославилась, — она всегда находилась в поиске и сомневалась в своем творчестве. И на протяжении всей жизни постоянно творчески росла».
Как говорят искусствоведы, истинное значение Аллы Цыбиковой для бурятского, да и мирового искусства еще предстоит осознать. Хотя художница за свою короткую и творчески насыщенную жизнь успела узнать, что такое признание. Сегодня ее работы хранятся во многих частных коллекциях по всему миру, а также в нескольких крупнейших музеях страны и зарубежья. Например, Иркутский художественный музей обладает восемью полотнами автора.
Кстати, путь к славе начался для художницы не из родного для нее Улан-Удэ, где она жила и работала, а как раз из стен Иркутского музея им. В.П. Сукачева, где в 1989 году у нее открылась первая персональная выставка. Спустя четыре года здесь же она покажет свое творчество еще раз, и, как окажется, это будет последняя прижизненная выставка Аллы Цыбиковой. В 1998 году художница умерла. Ей было всего 47 лет.
«Ее жизнь оборвалась очень рано, однако она успела создать мощное, яркое, жизнеутверждающее искусство, искусство художника-интеллектуала, — говорит Татьяна Огородникова. — В последние годы жизни она начинает проникать в сущность человеческой жизни, много об этом размышляет. И мы видим много печали и страдания в ее картинах, но в то же время присутствует просветленность. Другой чертой ее творчества был постоянный поиск — она никогда не останавливалась на чем-то одном. Если посмотреть на ее работы — они только на первый взгляд кажутся декоративными, на самом деле в каждой картине заложена глубина. Так, например, в каждом портрете, несмотря на возраст модели, она старалась отразить молодость, которая никогда не покидает человека. Об этом Алла Цыбикова писала в своих письмах».
Название выставке тоже дала цитата из размышлений самой художницы о творчестве — «Бесконечная река жизни». Экспозиция посвящена 65-летнему юбилею автора и вобрала в себя более сотни работ, в основном предоставленных сыном художницы, который бережно хранит творческое наследие матери. Помимо живописных работ, на выставке представлены гобелены, выполненные по эскизам Аллы Цыбиковой, несколько произведений малой пластики, а также серия расписанных досок, которыми художница увлекалась на протяжении многих лет.
Сотрудники музея постарались построить выставку по хронологическому принципу, начиная с ранних работ, датируемых 70-ми годами прошлого века, и заканчивая последней, недописанной картиной — «Обращение к Белой Таре». Это буддийское божество, символизирующее исключительную чистоту и трансцендентную мудрость, помимо прочего, обладает целительными силами и дает удачу. Именно к ней хотела обратиться художница, осознавая, что ее земной путь заканчивается.
При своей ориентации на европейскую живопись и кажущейся философской рациональности мышления Алла Цыбикова оставалась мистиком по своей природе. Так, на ее полотнах разных лет присутствуют мифологические существа, которые, как говорила художница, являлись ей во плоти во время работы. Например, персонажем сразу нескольких ее картин стала птица с человеческим лицом — то ли славянский Сирин, то ли греческий Феникс, то ли залетевший из буддийской культуры Гаруда.
Искусствоведы говорят, что открывать для себя неповторимый стиль живописи Аллы Цыбиковой можно бесконечно, ведь каждая деталь в ее картинах, вплоть до выбора цвета, несет какой-то глубинный смысл и дает пищу для трактовок. Поэтому знакомство с выставкой, попытка проникнуть в творческий мир художника тоже превращается в увлекательный творческий процесс. Экспозиция будет работать до 18 декабря.