Аргументы Недели → Культура № 43(534) от 2.11.16

Монофильм как форма протеста

, 09:40

Бывший хирург-стоматолог Алексей КРАСОВСКИЙ стал известен в отечественной киноиндустрии благодаря своим медицинско-психологическим сценариям: «Общая терапия», «Военный госпиталь», «Метод Фрейда» и др. Познав тонкости кинопрофессии, Алексей решил пойти дальше – снял первый российский монофильм «Коллектор». Герой фильма Артур (в исполнении Константина Хабенского) работает только с крупными должниками, его конёк – психологическая атака. Он сбивает с толку, выводит из равновесия и так допекает своих жертв, что они готовы вернуть всё, лишь бы никогда не слышать его голос. Но однажды Артур сам становится мишенью...

- Сейчас активно идёт реклама первого российского монофильма «Коллектор». Чувствуете себя первопроходцем?

– Чувствую, и не только в этом. Перед нашей съёмочной группой стояла достаточно дерзкая задача – при небольшом бюджете снять фильм, который бы добрался до проката. И мы задачу выполнили. Теперь у продюсеров появилась уверенность, что «Коллектор» не только окупится, но и принесёт прибыль. Мы уже и решение приняли – отдать часть заработанных средств в благотворительный фонд Константина Хабенского. Но, как человек, находящийся внутри процесса, стараюсь быть осторожным в прогнозах, поэтому радуюсь тому, что есть.

– Злободневная тема давно лежит на поверхности. Почему киношники её обходили?

–Обходится не только коллекторство, но и другие важные темы: отсутствие свободы, справедливых судов, нарушение конституционных прав. Это происходит потому, что получить у государства деньги на такие картины невозможно, оно финансирует только верноподданнические проекты. Сценарий я написал ещё до того, как разразилась информационная война против коллекторов. Никто не понимал, с чего вдруг все будут их травить, зачем это надо и кому они вообще нужны. Сегодня эта тема номер один, и запуститься стало гораздо проще. Скажу больше, недавно мне поступило несколько предложений сделать сериал о коллекторах.

– Что вас подтолкнуло к написанию сценария?

–Я хотел снять фильм о талантливом человеке, который разменивает свой талант, а в какой профессии – не столь важно. История началась с того, что я проходил гастроэндоскопию, и когда в меня засунули маленькую камеру на длинной трубке, врачу кто-то позвонил. Те секунды, когда он разговаривал, показались мне вечностью, и я подумал: «А что если это звонили, чтобы достать не моего врача, а меня?» Так появился герой-коллектор, который умеет доставать должников в самой неприятной для них ситуации.

– При слове «коллектор» представляется человек, который пишет на дверях, угрожает расправой, нападает. Ваш же коллектор интеллектуал, даже спасает сбитую собаку...

–То, что вы перечислили, – один из стереотипов, которые нам постоянно навязывают. Например, считается, что все учителя – приличные люди, пример для подражания. Но недавний скандал вокруг 57-й московской школы (предполагаемое совращение школьниц одним из преподавателей) показал, что это не всегда так. Поэтому я не думаю, что все коллекторы мерзавцы, которые вешают мёртвую кошку на балконе. У героя Хабенского есть собственный кодекс, который он старается не нарушать, но некоторые границы всё же переходит. Конечно, персонаж выдуманный, но, как мне подтвердили профессионалы, среди них есть серые коллекторы, которые работают на высоком уровне и достаточно изобретательны. Они живут на проценты и материально заинтересованы в том, чтобы добывать миллионы из должников.

– У гендиректора «Первого коллекторского бюро» консультировались? Что-то новое узнали о специалистах?

– Вопрос, кто идёт в коллекторы и по какой причине, меня не интересовал. Мы обсуждали наполнение кадра: какими документами они пользуются, какие у них папки, какие книги читают, где это всё хранится, что находится в шкафах, а что в архиве. Ещё обсуждали моменты диалогов героя с белыми и бывшими коллекторами. Хотелось, чтобы всё выглядело правдоподобно. Готовый фильм показали нашему консультанту и специалистам в финансовой области. Герой, как я понял, им понравился, к ляпам не придирались.

– В одном из интервью вы сказали: «Для меня монофильм – это ещё и форма протеста». Против чего вы протестовали?

– Против системы распределения государственных денег в кино. Кинематографисты должны работать в рыночной среде. Иначе – опять будут тратиться миллиарды на странные истории, которые не окупаются. Если бы такие создатели снимали кино за свой счёт, они бы начали интересоваться тем, что реально волнует людей.

– По образованию вы стоматолог, работали челюстно-лицевым хирургом. Почему решили сменить профессию?

– Работа хирурга приносила удовольствие, мне нравился результат, который всегда почти сразу можно было почувствовать. Но в какой-то момент я понял, что выше прыгнуть уже не хочу, тогда и решил, что пора сменить сферу деятельности. Кино любил всегда, но после окончания школы мысль о киновузе почему-то не приходила в голову. Один из плюсов медицинского образования в том, что можно было написать несколько медицинских сериалов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram