Аргументы Недели → Культура № 39(530) от 6.10.16

Если выбрал музыку

, 08:51

12 ноября в Москве пройдёт Всероссийский конкурс-фестиваль «Новое Поколение». Каждый день фестиваль расширяет свои границы и обретает новых партнёров. Сегодня к «Новому Поколению» присоединилась Российская академия музыки имени Гнесиных. Гнесинка предлагает полный цикл подготовки будущих музыкантов и педагогов: музыкальную школу, колледж и академию. За годы своего существования в вузе подготовили более 14 тысяч специалистов. Имена многих из них хорошо знают не только в России, но и далеко за её пределами!

Достаточно назвать блестящих композиторов Тихона Хренникова, Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева, Давида Тухманова, сопрано Любовь Казарновскую, дирижёра Евгения Светланова, джазового пианиста Игоря Бриля, создателя вокальной группы «Хор Турецкого» Михаила Турецкого, настоящих легенд советской эстрады Иосифа Кобзона и Валентину Толкунову. Целый ряд известных ныне хоров, оркестров, ансамблей вышел из студенческих коллективов академии.

Ректор Российской академии музыки им. Гнесиных, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Галина МАЯРОВСКАЯ рассказала корреспонденту «Аргументов недели» о тонкостях музыкального образования в России.

– Бытует мнение, что в сфере высшего музыкального образования в России есть Московская консерватория им. Чайковского, Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова, Российская академия музыки им. Гнесиных и все остальные вузы, которые на голову ниже. Так ли это?

– Я не могу с этим согласиться категорически. Всё зависит не от того, как далеко от Москвы учебное заведение находится, а от того, какие кадры там. Саратовская консерватория пользуется огромной популярностью, особенно у жителей Поволжья; Казанская консерватория – вуз со своими музыковедческими школами, органная школа одна из лучших, ведь возглавляет Казанскую консерваторию Рубин Кабирович Абдуллин, народный артист России, известный во всём мире органист. Ни в Саратовской, ни в Казанской консерваториях недостатка в абитуриентах нет.

Нижегородскую консерваторию возглавляет Эдуард Борисович Фертельмейстер, известный композитор, дирижёр, человек с именем. В Уральской консерватории лучшая балалаечная школа, даже лучше, чем в Санкт-Петербургской консерватории. Давайте обратимся к Новосибирской консерватории. Это ещё можно поспорить, чья фортепианная школа лучше – наша или их. А скрипичная школа? Какую плеяду выпустили? Репин, Венгеров – они вышли оттуда.

Если взять кадры, то возглавляют эти учебные заведения те же выпускники Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, и любой руководитель высокого уровня не будет себе подбирать кадры гораздо ниже. А студент ведь едет учиться куда? К педагогу, естественно.

– Большинство стремятся учиться в Москве?

– Москва привлекательна тем, что, во-первых, это Москва – перспектив здесь больше. Если говорить о трудоустройстве, то в регионах его сколько хотите, но талантливые ребята, естественно, хотят идти в престижные оркестры. С другой стороны, многие, кто приехал поступать в Москву и не смог пройти в консерваторию или к нам, не поступают в Ипполитовку или Институт Шнитке, хотя они тоже в Москве, а тут же сдают документы в Нижегородскую консерваторию, Казанскую, Саратовскую.

Замкнутое заведение

– Консерватория – хорошо, но это очень замкнутое учебное заведение. У вас выстроена целая система: школа – колледж – академия. Расскажите, как давно она действует?

– Академия Гнесиных ведёт свою историю с 1895 года, когда сёстры Гнесины, воспитанницы Московской консерватории, основали частную школу. Елена Фабиановна Гнесина с самого начала сказала, что будет строить высшее учебное заведение, но не такое, как консерватория. Консерваторию строили по типу Университета Ломоносова, который на протяжении длительного времени развивался по горизонтали: появлялись факультеты, кафедры. Елена Фабиановна решила строить с самого начала. Уже в 1919 году открылось музыкальное училище, в его структуре осталась школа. Елена Фабиановна считала, что нельзя воспитать профессионала, если нет комплекса знаний. Здесь учили детей хору, теории, сольфеджио и инструменту. В итоге вуз стал базовым методическим центром, теперь у нас в школе учатся сто человек, в колледже – пятьсот, а в академии две с лишним тысячи.

– Какие ещё отличия от консерватории заложили основатели академии?

– Елена Фабиановна считала, что консерватория – это хорошо, но это очень замкнутое учебное заведение. Это академическое образование: скрипка, вокал, дирижёр, труба, тромбон. А где здесь Россия? А России нет, Елена Фабиановна же решила строить учебное заведение для России. У нас очень много талантливых людей, им нужно дать возможность реализовать себя в народном творчестве. В 1944 году открылась баянная кафедра – Московская консерватория была против.

– Насколько популярен факультет народных инструментов?

– Он не просто популярен, этот факультет известен во всём мире. Дети целенаправленно едут учиться к преподавателям этого факультета. Кафедру баяна и аккордеона возглавляет Фридрих Робертович Липс – знаменитый баянист, народный артист, лауреат различных премий. Кафедрой струнных народных инструментов заведует известный во всём мире балалаечник Андрей Александрович Горбачёв. Выпускники факультета востребованны, играют в оркестрах. Вообще у нас в стране есть проблема с духовыми инструментами и с народными – не хватает специалистов.

– Почему же на духовые инструменты никто не идёт?

– Начнём с того, что и тромбон, и фагот стоят на уровне рояля. На плохом инструменте не поиграешь, а какой родитель купит ребёнку в глубинке инструмент за 20 тысяч евро? Всё ведь упирается не в то, что ребёнок не хочет. В советское время была программа, были гэдээровские инструменты. Минкульт централизованно ежегодно снабжал все детские школы духовыми инструментами, пианино, а сейчас этого нет.

– Сложно ли разглядеть в ребёнке исполнительский или композиторский талант? И что, если ученик средний?

– Гения разглядеть несложно. Из среднего ученика, если он трудолюбивый, можно сделать очень хорошего педагога для музыкальной школы. Грамотного педагога, педагога, который владеет всеми технологиями. У нас тоже учатся средние ребята. Мы для чего открыли отделение музыкально-прикладного искусства? Чтобы из колледжа ребята не уходили в педвузы – ничего хорошего они там не получат. Пусть получают профессиональное педагогическое образование у нас, мы не хотим этих ребят терять. Ведь это ребёнок, который отучился 7 лет в музыкальной школе, 4 года в музыкальном училище, – вот из кого будет хороший педагог для школы.

– Есть в России какие-то трамплины для талантливых молодых исполнителей?

– У нас в стране достаточно конкурсов, достаточно мероприятий, которые помогают ребятам встать на ноги. Министерство проводит всероссийский конкурс по семи округам. А сколько грантов? Фонд «Талант и Успех», президентский, даёт по 20 тысяч ребятам в качестве ежемесячной стипендии. Согласитесь, смычок-то можно купить, и учебники тоже, и даже костюм для выступлений. Образовательный центр «Сириус» работает и принимает у себя одарённых детей со всей России, наши педагоги часто туда ездят.

– Студенты стремятся в наши оркестры или в иностранные?

– Наши ребята очень любят наши оркестры. Многие идут к Владимиру Ивановичу Федосееву в Большой симфонический оркестр. Знаменитая Юрловская капелла на 90% укомплектована выпускниками дирижёрско-хорового отделения и вокалистами нашей академии. Юрлов – наш выпускник, как и Дмитряк, который сейчас капеллой руководит и подтягивает туда постоянно кого-то. Бабкина – тоже наша выпускница, иногда смотришь, что фольклорники перестали ходить на занятия, а они, оказывается, уже с Бабкиной на гастролях. Наши оркестранты, струнники и духовики уже с третьего курса работают во всех оркестрах. Большой симфонический, оркестр Плетнёва, Башмета, «Виртуозы Москвы», Московский молодёжный оркестр. Куда ни посмотрите – везде играют наши студенты. Талантливых ребят быстро разбирают.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram