Аргументы Недели Иркутск → Культура № 38(529) от 29.09.16

От филиппинского «Рая» до вечной мерзлоты Якутии

, 19:02

В минувший понедельник в Иркутске подвел итоги международный фестиваль документальных и научно-популярных фильмов «Человек и Природа» — самый масштабный киносмотр, ежегодно проходящий в Приангарье. В общей сложности за пять дней иркутяне на различных площадках могли посмотреть 33 фильма, посетить два мастер-класса по созданию документального кино и сами поучаствовать в выборе лучшего фильма, достойного приза зрительских симпатий.

По предварительным данным Иркутского областного кинофонда (главного инициатора и организатора «Человека и Природы»), аудитория кинофестиваля в этом году составила около девяти тысяч человек. Это очень хороший показатель, если учесть, что во всем мире бытует мнение, якобы документальное кино никого не интересует. Удивительным образом Иркутск опровергает это утверждение, хотя тематика местного фестиваля, прямо скажем, не слишком мейнстримовая. Тем не менее на всех пяти площадках города, где в общей сложности прошел 61 кинопоказ, были зрители, и немало.

Возможно, причина в том, что сам фестиваль в течение последних лет начал немного смещать смысловые акценты своих программ. Если раньше «Человек и Природа» был смотром исключительно экологического кино, то теперь его содержательные рамки расширились до общечеловеческих проблем. «Нас интересуют социальные, философские вопросы — место человека в мире, его осознанность, позиция, действия, — рассказывает программный менеджер кинофестиваля «Человек и Природа» Юлия Якимова. — Поэтому и фильмы в программе очень разные. Здесь и нежные, и эпичные картины. Мы предложили к просмотру «фильмы-катастрофы» и науч-поп, объясняющий сложные вещи для простых людей».

Конкурсная программа в этом году оказалась действительно очень разнообразной. Были представлены практически все жанры и виды документального кино. Поэтому можно предположить, насколько сложно было выбирать победителей членам жюри. Действительно, как можно сравнивать? Это разные «весовые категории» — например, полнокупольная картина (впервые в конкурс «ЧиП» попали и такие фильмы, которые демонстрировались в планетарии) о естественном отборе и киноэссе, посвященное пережившему страшное наводнение Крымску? А ведь были еще фильмы, поднимающие самые разные и порой неожиданные темы: поиск элементарных частиц в кругу современных физиков («В ожидании волн и частиц» — с неожиданной милейшей мультипликацией Дмитрия Геллера), собственное расследование причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС («Катастрофа»), жизнь маленькой деревушки Буркина-Фасо, которую с внешним миром связывает лишь железная дорога («В ожидании поезда»)…

Впрочем, представители специального СМИ-жюри, в число которых входит и автор этой статьи, в этом году программой остались скорее недовольны. Из 16 конкурсных фильмов на особое упоминание тянули единицы. До тех пор пока в доме кино не показали на большом экране фильм «Рай» филиппинца Нэша АнгГаана, СМИ-жюри вообще склонялось к мысли не присуждать награду никому. Но черно-белая картина 30-летнего режиссера, показывающая жизнь детей после страшнейшего тайфуна на Филиппинах, убедила большинство журналистов отдать приз именно ему.

«Рай» объединил в себе сразу несколько смысловых пластов, сложных тем и даже подходов к кинематографу. Благодаря этому при просмотре, с одной стороны, возникало чувство, что являешься частью происходящего на экране, а с другой — на ум приходили картины ярчайших представителей итальянского неореализма. Непосредственность героев, их оптимизм и вера в будущее сделали картину отнюдь не пессимистичной (в отличие от других фильмов, исследующих тему катастроф), а наоборот, жизнеутверждающей. Каждый способен построить свой собственный рай, даже если вынужден жить в аду. Эту мысль Нэш АнгГаан приводит в финальном титре. Но самая любопытная особенность этой картины состоит в том, что здесь во взаимоотношениях человек-природа пострадавшим впервые оказывается человек, который стремится к гармоничному сосуществованию с окружающей средой. И в этом смысле филиппинский «Рай» перекликается с фильмом «24 снега», это картина другого молодого режиссера — москвича Михаила Барынина. Режиссер снял историю жизни коневода Сергея, который в условиях вечной мерзлоты Якутии разводит лошадей и все больше теряет связь со своей семьей. Этот фильм получил Гран-при фестиваля «Человек и Природа».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram