Аргументы Недели → Культура № 37(528) от 22.09.16

Профессия подневольная, на актёр - не раб

, 08:58 ,

Дарья МЕЛЬНИКОВА родом из сериала «Папины дочки». Своему же мужу, известному актёру Артуру Смольянинову, она в день его рождения, 27 октября 2015 года, подарила сына. Дарья и Артур познакомились на съёмках сериала «Гетеры майора Соколова». А до этого Дарья снялась ещё в нескольких значимых для себя картинах: «Стальная бабочка», «Гагарин. Первый в космосе», «Лютый», «Однажды», «Боцман Чайка». В 2013 году, сразу после окончания Высшего театрального училища им. Щепкина, Дарья Мельникова была принята в труппу Театра им. Ермоловой.

-  Дарья, у вас есть сейчас возможность выбирать роли?

– На самом деле у меня всегда была такая возможность. Я не помню, чтобы я, даже если сидела без работы, шла сниматься туда, где не хочется. Актёр – хоть и подневольная профессия, как говорят, но он не раб. Впрочем, у меня тот самый уровень, когда мне ещё надо нарабатывать роли в творческую копилку. Поэтому я с удовольствием снялась в фильме режиссёра Ивана Шурховецкого «Спутники» по одноимённому роману Веры Пановой. Давно у меня не было такого интересного проекта, где все работали увлечённо, в сжатом эмоциональном режиме. Играла молодую медсестру Лену Огородникову. Моя роль изначально была не такая большая, но в процессе съёмок мы её как-то расширили. У Лены муж ушёл на войну, она его всё ждёт, потом влюбляется в другого парня…

Перед съёмками я всегда стараюсь думать над образом, над тем, что за девушку мне предстоит сыграть. Конечно, узнавать про тогдашний быт, предпочтения и вкусы надо, но в атмосферу я больше погружаюсь, когда принимаюсь за книги, которые люди читали в то время. В 1941–1942 годах среди девушек стал снова очень популярен «Овод» Этель Лилиан Войнич – роман и про любовь, и про революционную борьбу, и про подвиг. Как раз через «Овод» я пыталась понять свою Лену в «Спутниках»…

– А как вам работалось с Ренатом Давлетьяровым в двух его картинах – «Стальная бабочка» и «Однажды»? Ведь говорят, Давлетьяров – очень жёсткий, строгий режиссёр и человек?

– В начале съёмок «Стальной бабочки» у меня тоже возникло ощущение, что он довольно жёсткий, но потом я поняла, что у Рената просто такая форма общения с миром. Вообще он человек потрясающего интеллекта, интересующийся, неравнодушный. На площадке он счастлив самим съёмочным процессом – как ребёнок! Ренат хоть и ругался порой, но мы все старались, образно говоря, не отнять у него эту «игрушку», не разочаровать.

– А бывает, что вы спорите с тем или иным режиссёром?

– Больше споров возникает в театре, чем в кино. В кино я стараюсь никогда не мешать режиссёру, у которого кроме тебя, пусть и главной героини, есть 150 человек массовки, операторы, костюмеры, осветители и монтажные склейки в голове. Поэтому предпочитаю в съёмочный процесс не лезть. Правда, если у меня всё-таки есть конкретное и важное предложение, я его высказываю. Но чтобы вступать в полемику, нужно иметь полномочия. Я таких полномочий не имею. Ваня Шурховецкий, кстати, часто об этом говорил: «Вы можете что-то принести, но не мешайте мне, у меня в голове огромное полотно. А вы тут маленькие винтики, которые очень важны, но только для того, чтобы помочь мне соткать это полотно…»

– Как вы взаимодействуете с Олегом Меньшиковым, худруком Театра им. Ермоловой, где вы сейчас работаете? Он вас вообще замечает, предлагает интересные роли?

– Я с 2013 года в Театре им. Ермоловой. Замечает ли меня Олег Евгеньевич? Когда открыли Новую сцену, Меньшиков позволил мне сыграть там три главные роли: в спектаклях «Ромео и Джульетта. Версия», через месяц мы выпустили «Утюги», ещё через полтора месяца – «Адам и Ева / Шейпинг». Конечно, мы всё это репетировали заранее, но так получилось, что всеми тремя спектаклями выстрелили в одну прошлую зиму. Приятно, что Олег Евгеньевич отдал Новую сцену молодым. И мы там «варимся». Меньшиков вообще очень любит общаться с молодыми актёрами, он не держит дистанцию с нами. То есть как худрук он её, конечно, держит, но всегда открыт для общения. А ещё он никогда не против съёмок своих актёров в кино, внимателен к нашим личным проблемам. Можно всегда к нему прийти, пожаловаться на что-то, рассказать, как дела. И он посочувствует, подскажет, обнадёжит.

– Дарья, ещё одна значимая фигура, с которой вы работали, – Андрей Панин, к сожалению, ныне покойный. Вы играли с ним в сериале «Гетеры майора Соколова», и это была одна из последних ролей Панина в кино. Не было у него никаких предчувствий на тех съёмках?

- Нет. У меня от общения с Андреем Владимировичем вообще сложилось впечатление, что он на подъёме, что в свои 50 лет он как раз обрёл «второе дыхание». Мы снимали в Ялте четыре месяца. Прекрасное время! Панину было интересно жить и работать, и это было видно по нему, по его поведению и манере общаться. С ним всегда было интересно общаться, он был очень неравнодушный ко всему человек. Большой актёр, он старался никогда не влезать в работу коллег. Был очень тактичным человеком. Помню, на тех съёмках Андрей Владимирович буквально пару раз кому-то что-то подсказал, поправил. А так мы сами учились у него, когда просто смотрели на игру выдающегося актёра.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram