Аргументы Недели Иркутск → Культура № 37(528) от 22.09.16

Человек во всем многообразии

, 15:51

22 сентября в Иркутске открывается XV Международный фестиваль документальных и научно-популярных фильмов «Человек и Природа», который с прошлого года носит имя Валентина Распутина. Фильмом открытия в этом году выбрана двухчасовая эпичная картина французского документалиста Яна Артюс-Бертрана «Человек» — краткая выжимка из глобального социологического исследования о том, что делает нас людьми. В широком прокате этот фильм точно не окажется, поэтому у иркутян есть всего один шанс увидеть картину на большом экране.

Строго говоря, «Человек» — больше чем фильм. Это часть масштабного мультимедийного проекта, включающего в себя документалистику, журналистику, фотографию и социологическое исследование. Его главный автор и инициатор — знаменитый фотограф Ян Артюс-Бертран, выпустивший несколько десятков фотографических книг и снявший как режиссер ряд знаковых фильмов экологической направленности. Самый известный из них — «Дом», созданный в соавторстве с Люком Бессонном, по некоторым сведениям, посмотрели 600 млн человек по всему миру.

Новый проект Яна Артюс-Бертрана «Человек», на первый взгляд, впрямую с экологией не связан. Хотя, если подумать, фильм рассматривает эту проблему в самом ее корне. Кто еще, кроме человека, способен изменить состояние окружающей среды? Кто, кроме нас, может нести ответственность за планету Земля? Ответ очевиден, но напрямик в фильме он не звучит, как не ставится и сам вопрос.

На протяжении двух часов мы смотрим на людей со всего мира, отвечающих на совсем другие вопросы: что такое любовь, семья, счастье, война, расовая нетерпимость, гомофобия, прощение, жизнь после смерти, инвалидность, смысл жизни. Для проекта «Человек» в 70 странах были записаны более двух тысяч интервью, и, конечно, для кинотеатральной версии фильма были выбраны наиболее интересные и разносторонние ответы. В интернете есть режиссерский вариант картины — из трех частей, каждая из которых длится полтора часа, но и после двухчасового фильма создается ощущение, что увидел коллективный портрет всего человечества.

Параллельно показывается и лицо планеты — интервью разбавлены впечатляющими кадрами, сделанными в самых разных уголках мира. Нетронутая природа перемежается видами огромных свалок, нищие кварталы развивающихся стран — сытой жизнью мегаполисов. В сочетании с музыкой местами картина заставляет вспомнить другие работы документалистов: помимо фильмов самого Бертрана («Дом», «Планета-океан»), на ум приходит культовая трилогия Годфри Реджио («Коаянискаци», «Поваккаци», «Накойкаци»), а также фильмы Рона Фрике «Самсара» и «Барака».

Но, в отличие от указанных картин, «Человек» — это кино, прежде всего наполненное текстом: историями, мнениями и мыслями людей, которые предельно честны и открыты перед камерой. В этом смысле фильм Бертрана бьет не в бровь, а в глаз — первым же героем оказывается мужчина, отбывающий пожизненный срок за убийство женщины и ребенка. Он рассказывает, что единственным, кто смог научить его любви, оказалась ближайшая родственница убитых им людей, которая смогла простить ему это страшное преступление. Следом с экрана звучат истории геев, лишенных родины и семей мигрантов, абсолютно нищих и беззащитных людей, вынужденных вкалывать ради куска хлеба, и многих-многих других. Некоторые из них не могут сдержать слез, и это вызывает самое искренние сочувствие у зрителя, другие улыбаются или смеются — зрителю открывается вся палитра человеческих чувств. Получается, что и сам фильм говорит обо всем: о готовности прощать, об ответственности за свои слова и поступки, о любви и войне, о счастье и трагедии, о смысле жизни и отчаянии.

Что делает нас людьми? То, что мы умеем любить, или то, что мы умеем воевать? Или то, что мы умеем смеяться? Плакать? Или наша любознательность? Стремление к новым открытиям? Примерно такими вопросами задавался режиссер Ян Артюс-Бертран, и фильм «Человек» косвенно дает на них ответ. Всё перечисленное, всё показанное в этой документальной, живой и настоящей ленте и делает нас людьми. Абсолютно всё. Чтобы понять это, в общем-то, большого ума не нужно, но картина заставляет задуматься и о других вещах — например, об умении ценить то, что имеешь, или о способности быть благодарным.

Режиссер не агитирует зрителя вступать в экологическое движение или становиться волонтером, не пытается накачать его пропагандой или промыть мозги, ни в чем не убеждает. Он просто предлагает человеку подумать о самом себе. В этом смысле фильм Яна Артюс-Бертрана лучше всего отражает идеи фестиваля «Человек и Природа», все фильмы которого показывают именно для этого.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram