Аргументы Недели Петербург → Культура № 35(526) от 08.09.16

Александринке – 260 лет!

, 19:19

Дата основания этого театра стала днём рождения русского профессионального театра. Почтенный юбилей Александринский театр отмечает интересными премьерами, смелыми идеями и неожиданными кадровыми перестановками.

«Дата, которую мы празднуем, чрезвычайно важная, но мы должны понять, что театр должен быть живым. Вот это – самая главная задача, и она сложная, потому что в конце концов театру может быть 250, 500 – это роли не играет. Важно, какой он сегодня – живой ли, слышит ли он сегодняшний день, он не должен превращаться в музей. Вот этого с нами произойти не должно, а такая опасность есть», – заявил на праздновании юбилея его художественный руководитель Валерий Фокин.

В своему юбилею театр готовился основательно. Основной темой сезона стала Октябрьская революция, столетие которой будет отмечаться в следующем году. Отсюда и появление спектакля «Чук и Гек» Михаила Патласова на Новой сцене, и «Оптимистическая трагедия» Виктора Рыжакова, и «Баня» Маяковского в постановке Николая Рощина. Но серьёзнее всех к этой теме подошёл сам Фокин, он планирует поставить спектакль о молодом Сталине, о его жизни до 1917 года.

«Пока мы собираем информацию, работаем с архивными материалами. Идея очень простая – проанализировать этого человека и понять, как он дошёл до жизни такой. Я хочу понять его и время, в которое он жил, я имею в виду до 1917 года. Самое главное, что я узнал, – оказывается, в Тбилиси в архиве есть экземпляр «Бесов» – любимой книги молодого Сталина, – исписанный его рукой. Вот это уже основа спектакля», – говорит Валерий Фокин.

В юбилейный год театр отметится не только премьерами, но и возвращением должности главного режиссёра. Среди питерцев достойной кандидатуры на этот пост не нашлось, и Фокин предложил занять его москвичу – талантливому режиссёру Николаю Рощину.

Ранее он был художественным руководителем и режиссёром театра «А. Р. Т. О.» в Москве. В репертуар Александринского театра сейчас включены его спектакли «Старая женщина высиживает» и «Ворон». Николай Рощин также проявил себя и как талантливый сценарист. Например, сценография к спектаклю Фокина «Сегодня. 2016» – его рук дело.

По словам Николая Рощина, он серьёзно думал над этим предложением, в коллектив Александринки вливался постепенно и на этом пути столкнулся с проблемами.

«Вообще работать в Петербурге не просто. В отличие от Москвы здесь живут совершенно другие люди, здесь нужно раскачивать не только зрителя, но и актёров. Но когда это получается, то ты испытываешь колоссальное удовольствие от проделанной работы. В Александринку приходить приятно, здесь ты попадаешь в атмосферу не того затхлого академического старого театра, а в атмосферу академизма в наилучшем смысле этого слова. Здесь, мне кажется, и труппа абсолютно готова к экспериментам, это касается и молодых актёров, и даже народных. Здесь все готовы, открыты к экспериментам», – говорит Николай Рощин.

Также стоит отметить, что театр понёс и потери. Так, Новая сцена лишилась худрука Марата Гацалова, с ним было решено не продлевать контракт. Впрочем, Валерий Фокин, как мог, пытался убедить всех, что это не банальное увольнение, а дружеское расставание и что Марат – талантливейший режиссёр. На Новой сцене, по его словам, решено сделать площадку для экспериментов, и она не требует наличия такой должности.

Хочется отметить, что для публики 261-й сезон откроется премьерой спектакля «Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского, который репетирует на Основной сцене художественный руководитель Венгерского национального театра Аттила Виднянский. Параллельно Валерий Фокин выпускает на сцене Венгерского национального театра спектакль по рассказу Достоевского «Крокодил, или Скандал в Пассаже», премьера в Будапеште состоится в начале октября. Премьера спектакля «Преступление и наказание» 10 сентября открывает также афишу X Международного театрального фестиваля «Александринский».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram