Аргументы Недели → Культура № 32(523) от 18.08.17

«Окно в Европу» – 2016: Между Якутией и Бурятией

, 09:26 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели и зрители! Закончился 24-й Фестиваль российского кино «Окно в Европу». Главный приз фестиваля, а также специальный приз жюри «За чистоту и глубину авторского высказывания» увезла в Якутию режиссёр и сценарист фильма «Его дочь» Татьяна Эверстова. Фильм про жизнь первоклассницы Тани в каком-то медвежьем углу в разные времена года заворожил высокое жюри под руководством Сергея Урсуляка. Я же предпочёл на фестивале другие фильмы.

Конечно, наблюдать 5 минут, как бабушка кормит Таню кашей и поит чаем, ни с чем не сравнимое развлечение. А вот то, что она знахарка, мы узнаём сразу, но само лечение чужого ребёнка не показано, хотя это было бы занятно с этнографической точки зрения. Зато камера отправляется с девочкой в лес и поле, где героиня испытывает радость от единения с природой, как писали в учебниках по литературе для 8-го класса. Впрочем, есть ещё дедушка, который топит поленьями печку (фильм начинается зимой) и, кутая Таню в две шубы, везёт её на салазках в школу. При этом в момент завтрака за кадром тихонько звучит российский гимн. То есть получается – 6 часов утра. А уроки, вспоминаю, начинались в 9. То есть школа где-то далеко, если на салазках дедушке придётся везти её больше двух часов. Пожалуй, перейду к более шустрым фильмам.

Кадр из фильма «Прикосновение ветра»

За работу в фильме «Прикосновение ветра» актриса Юлия Ауг получила диплом жюри. В этом, соответственно, конкурсном фильме действие переносится на сей раз в Бурятию, куда героиня, смертельно больная, возвращается, чтобы найти своего бывшего возлюбленного и рассказать ему новость о существовании их общей дочери. Эта линия показалась авторам фильма (реж. О. Веремеева, Е. Демидова), видимо, не тянущей на полный метр, поэтому она переплетена в картине с другой линией, в которой Ауг играет уже режиссёра съёмочной группы, приехавшей в Бурятию снимать фильм о дацанах и разной прочей экзотике. Члены группы время от времени делятся со зрителями своими впечатлениями о съёмочном процессе и не только. Так Ауг рассказывает чувствительную историю про упавшее, но ещё живое дерево, которое долго не умирало. Инсайдеры говорят, что исполнение Ауг именно этого этюда произвело сильное впечатление на членов жюри.

Там, где когда-то жил её возлюбленный – теперь женатый семейный мужчина, она встречает его младшего брата. Точнее, он её подвозит на своей машине, а Ауг трясётся на заднем сиденье, чуть ли не разбивая себе макушку при очередном перепаде местного грунта, из которого сделаны бурятские автомобильные дороги. Она, пышная светловолосая славянская женщина, хорошо смотрится на фоне экзотического пейзажа. Вот радоновый источник, под струю которого она встаёт, измученная дорогой. Вот роща, где каждая веточка заплетена в разноцветные лоскутки – дань местным духам. А вот и знаменитый Иволгинский дацан, обитель легендарного ламы Итигэлова, который овладел искусством продления жизни своего нетленного тела. Дацан просто полыхает в лучах солнца, что эффектно смотрится на фоне чёрного предгрозового неба.

Бывший возлюбленный появится в доме младшего брата, когда Ауг, подкошенная болезнью, уже будет лежать без сознания. Но бурятская нетрадиционная медицина вместе с заклинаниями монахов, позванных к её ложу, даст ей шанс её победить. Всяко лучше, чем играть мертвячку, как это было в «Овсянках» Федорченко, которую хоронят весь фильм по мерянскому обычаю – вдовец с другом сжигают её на берегу реки.

А вот у героев другого конкурсного фильма – «Дизлайк» (реж. П. Руминов) шансов спастись не было. Восемь самых известных молодых видеоблогеров, имеющих гигантскую аудиторию, собираются в дизайнерском загородном доме на одну ночь. Цель – продегустировать перед камерами новый энергетический напиток. Само предложение никого не удивляет, так как рекламные агенты стоят в очереди за каждым из них, пытаясь пропихнуть свои товары максимально широкой молодёжной аудитории. «Визитные карточки» блогеров Павел Руминов снимает довольно иронично. Ну, например, что возьмёшь с «моськи», которая лает в своём видеоблоге на «слона» Мэтта Дэймона? И кому интересно мнение этого барана? А вот, оказывается, имеет аудиторию.

Одна из участниц даже отхватила какой-то приз популярности, которой не захотела поделиться со своим видеорежиссёром. И он, довольно нелепый, от неразделённой любви перерезает себе горло перед камерой. Потом это окажется видеофейком, но пока она имеет роковой шлейф и невольно оказывается в центре компании. Попробовав напиток, герои неожиданно узнают, что они попали в западню, снаружи бродит человек в скафандре с топором, и голос из динамика под потолком просит ответить на вопрос: «Кто заказал ваше убийство?» Каждый неверный ответ – один из компании будет уничтожен. Жесть продолжается вплоть до финала, в котором выяснится, что заказчик массового убийства в живом сетевом эфире получил миллионы просмотров. Кто же он? Узнаете в кино, добавлю только, что оператор фильма Фёдор Стручев получил специальный приз жюри.

А из программы «Гала-премьеры осени» не могу не упомянуть 4-серийный фильм Г. Константинопольского «Пьяная фирма». В этой картине произошло очень точное попадание актёра в предназначенную ему роль. Это Михаил Ефремов, играющий пожилого охранника больницы Григория Михайловича Штучного. А на самом деле он блестящий доктор, умеющий выводить из запоя, и не только. Он знает такое сочетание препаратов, которое может сделать безвредным любого противника. Вместе с партнёром (Иван Макаревич) они организуют фирму, которая оказывает услуги богатым и влиятельным людям. Но не все хотят платить, некоторые силовики даже угрожают, но Штучный прекрасно выходит из ситуации при помощи шприца.

В первых сериях мы узнаём, каким он был в молодости, как сдуру сделал ребёнка героине Анны Михалковой. Дочка будет расти и в конечном итоге станет главным врачом больницы, где он работает охранником. А дошёл он до жизни такой, будучи в 90-е блестящим врачом, – из-за неприятностей с человеком, похожим на Коржакова. Дело в том, что он выводил из запоя человека, похожего на Ельцина, которого в фильме всё время спаивает человек, похожий на Чубайса. Он всё время ходит с бутылкой. А Ельцин в благодарность дарит молодому доктору медицинское учреждение, оснащённое по последнему слову. Но стоит Штучному подойти к дверям своего детища, как появляется Коржаков и ведёт его делать очередной укол. В результате Штучный бросил медицину, стал пьянствовать. И стал пожилым Штучным в превосходном исполнении Михаила Ефремова.

Елизавета Боярская в мини-сериале «Пьяная фирма»

А вот роль его дочери (Елизавета Боярская) в последней серии оказалась недостаточно проработанной сценарно. Скажем, зачем она с подушкой под животом, симулирующей беременность, ходит в кружок будущих мам, если мамой быть не собирается? И зачем менять жанр, переходя из временами чёрной, но комедии, в жестокий романс с отцеубийством? И это при том, что все заработанные немалые деньги Штучный переправлял в кабинет дочери, её сейф ломится от 5-тысячных купюр. Здесь концы с концами не сходятся, но первые три серии смотреть занятно, так что ловите по телику. Не пожалеете.

А теперь я прощаюсь с вами, дорогие читатели и зрители, до сентября, когда я расскажу вам о Международном кинофестивале в Венеции, где будет представлен новый фильм А. Кончаловского «Рай». До свидания, пока-пока.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram