Аргументы Недели → Культура № 31(522) от 10.08.16

Окно в Европу – 2016: Метаморфозы искушений

, 08:37 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! В Выборге стартовал предъюбилейный 24-й Фестиваль российского кино. Кроме конкурса уже состоялся и ещё состоится ряд интересных премьер прославленных мастеров и молодых дебютантов, о которых тоже стоит вам рассказать. Начну с лидера конкурсной программы (на момент подписания номера в печать). Это фильм «Искушение» всеобщего любимца, актёра театра и кино Александра Тютрюмова. Редкий случай, когда у актёра дебют в большом кино в качестве режиссёра можно считать удачным.

В основу фильма взят крепкий сценарий (Эрнест Ясан), где, что нынче редко бывает, всё замотивировано, есть перипетии, кульминация и финал. И характеры героев, как и полагается, по-новому раскрываются в новых, пусть и придуманных, обстоятельствах. Фильм начинается с того, что в кабине машины, мчащейся по пустынной дороге среди осеннего сумеречного леса, мы застаём молодую влюблённую пару, которую решил подвести шофёр (А. Тютрюмов). Молодые люди, как голубки, воркуют друг с другом, как вдруг водитель начинает нервно шарить у себя по карманам и в бардачке и произносит роковое: «Забыл документы, возвращаюсь в город, а вы ловите другую попутку или идите дорогой через лес, так короче». Так юноша и девушка оказываются в угрюмом холодном лесу. Сперва бодро идут, а уже потом плетутся по лесной дорожке, которой в наступившей мгле почти не видать. Девушка (Равшана Куркова) и юноша (Кирилл Жандаров) уже отчаялись успеть на день рождения, куда стремились. Главное теперь – вообще куда-либо прийти, где есть тепло.

Равшана Куркова и Фёдор Добронравов в фильме «Искушение»

И счастье вроде бы улыбается им – они находят домик среди сада скульптур, а в нём одинокого мужчину лет 60, который слушает виниловую пластинку. Они просятся к нему погреться, но он (Фёдор Добронравов) ставит условие: девушка греется у печки, а юноша идёт на сеновал. Молодые люди соглашаются, и девушка остаётся наедине со скульптором, который поражён её красотой и убеждает стать его музой. Но вместе им быть остаётся недолго, поскольку юношу чуть не затоптали лоси, и он взмолился, чтобы его пустили обратно.

Юноша выставляет дорогой коньяк, который нёс на день рождения, и после нескольких рюмок девушка просит постелить ей где-нибудь. Скульптор просьбу выполняет, но юноше в ночлеге отказывает, у него к нему разговор. Хозяин хижины, оказывается, настоящий граф Монте-Кристо: у него в спаленке в коробках хранится 20 млн долларов. Сквозь сон девушка слышит, как юноша продаёт её за 3 млн долларов. Нет, не сразу, он будет мучиться, но деньги возьмёт. Пока на словах. Но по рукам участники сделки ударят. Условие скульптора – с утра говорить со своей возлюбленной как с незнакомым человеком. Дальше начинается настоящий психологический театр, в котором радуют и точно подобранный ансамбль артистов, и динамичная режиссура, и небанальность сюжета. Ведь когда наступит утро и девушка поймёт, как с ней поступил её кавалер, она, сильно разозлившись, довольно быстро его переиграет, согласившись быть «музой» скульптора, хозяйкой дома, в котором останется 17 млн долларов. И уже мечтает о вилле на заморских островах.

Но скульптор отлучается на речку, и молодость берёт своё. Герои, оставив моральную рефлексию, бросаются друг другу в объятия. Теперь они оба нарушают данное слово, и скульптор отменяет сделку. Но прежде заставит их плясать, петь и пресмыкаться, чтобы прочувствовать ещё раз, до какой степени могут быть ничтожны людишки. Как будут развиваться события дальше – узнаете в кино, выяснится, в частности, и происхождение загадочных коробок с долларами и станет понятной судьба всех героев после испытания, которое им преподнесла судьба.

Среди фильмов программы «Мастера» премьерной оказалась картина режиссёра Дмитрия Светозарова «Тень» по сценарию Аркадия Красильщикова. В центре фильма герой Михаила Пореченкова, крупный девелопер, за которым вечно бегает свора помощников в костюмах и галстуках. У него пресловутый кризис среднего возраста. И мать своего ребёнка он не любит, а на ребёнка смотрит так, словно пытается вспомнить его имя. И кнопку во время прыжков с парашютом, нажимает тогда, когда земля уже находится в опасной близости. Потому что нужен драйв. А ещё нужен идеал женской красоты, которую он не может отыскать в глянцево-гламурном современном мире. А тут случайно в квартире своей бывшей училки, которую его головорезы хотели ликвидировать, поскольку она противилась выселению, он увидел портрет её бабушки, звезды немого кино, и решил, что это его идеал. Духовность духовностью, а деловая хватка нужна и в поисках идеала. На помощь ему приходит старый товарищ, режиссёр-неудачник, которому от Пореченкова перепадают какие-то мелкие заказы. В исполнении Юрия Стоянова это милая, но неопрятная личность, не следящая за собой и постоянно жующая отвратительные чипсы.

На этот раз заказ герою Стоянова перепадает крупный: найти современную копию кинозвезды немого кино, и если она будет найдена, то миллион долларов на его исторический фильм будет выдан. Понятно, что дело не выгорит, потому что герой Стоянова ну точно не снимет никакого фильма. Но пока он бодро берётся за дело, и в этом ему помогает его наперстница – редактор журнала. Ей приходит в голову гениальная идея – фото из портрета разместить по всем полицейским участкам России как опасной преступницы. И в этом ей небескорыстно, но реально помогает дядя – генерал спецслужб.

Параллельно с линией Пореченкова – Стоянова нам предлагается линия простой женщины нелёгкой судьбы, живущей в общаге брошенной военной части, работающей учётчицей в каком-то лесопильном цеху, с мамашей под арестом и адвокатом, который готов помочь за 10 тыс. долл., и с привязавшимся к ней бездомным подростком, которого только что выпустили из зоны. Так вот именно она и есть вылитая копия той актрисы, которая умерла 100 лет назад и которую возжелал Пореченков в поисках духовности. Понятно, что два мира сойдутся, а что случится во время этой встречи-поединка – смотрите в кино. Конечно, ситуация довольно искусственная, но Пореченков так старается облагородить своего девелопера поисками духовности, что во время просмотра даже становится интересно – чем дело кончится?

Среди фильмов специальной программы «Выборгская премьера» наибольшее впечатление на данный момент произвёл фильм режиссёров Сергея Тарамаева и Любови Львовой «Метаморфозис». Авторы-создатели нашумевшей в профессиональной среде «Зимней дороги» на этот раз предложили нам новую нетрадиционную историю, в которой все герои находятся между собой в непростых отношениях. Главный герой – молодой выдающийся пианист, немного аутист, живущий в своём известном только ему мире. Его опекает пышная мамаша (Юлия Ауг), есть молодой бойкий директор в красном пиджаке, который прикрывает только половину задницы, в их загородном доме живёт ещё какая-то родственница-приживалка, которая занята хозяйством. Дикий папаша-коллекционер, читающий «Гамлета» в оригинале, появится позже, но герой в течение жизни был явно не избалован вниманием родителя.

Юлия Ауг в фильме «Метаморфозис»

Неподалёку от их гнезда, в котором могли бы жить герои «Механического пианино», расположилось имение олигарха, поклонника героя, и вскорости мы оказываемся с героем у него на языческой вечеринке, во время которой пианист постарается быть подальше от гостей. Это понравится 11-летней дочери олигарха, у них завяжется дружба. Впрочем, вечная Лолита скоро проснётся в этой девочке, и она, целуя пианиста, скажет: а вот и у нас есть тайна. А когда она прибежит к ним домой вечером мокрая из-за дождя и пианист отведёт её в свою комнату сушиться, то гневу олигарха не будет границ – в дружбе своей дочки и 25-летнего музыканта он заподозрит нехорошее. А пока концертная жизнь продолжается, и надо выступать перед японцами. Тут и появится папаша, и они с директором в нашейном платочке, захватив пианиста, отправятся к чернобровому балетному танцовщику, очень похожему на одного бывшего солиста Большого театра, чтобы нарезаться виски и обкуриться.

Наш аутист от алкоголя совсем дуреет, а тут ещё впервые увидел родного отца. Между тем директор и танцовщик ещё и «лохматят бабушку», то есть балуются белым порошком. Мамаша-Ауг прогоняет директора, не спросив сына. Он начинает злиться, вдобавок 11-летняя подружка перестала приходить, олигарх посадил её на хрустальную цепь. Герой не находит себе места, а тут ещё мамаша лезет к нему, спящему, рукой под одеяло и, нащупав известно что, прижимается к известно чему горячим лицом. Короче, мир летит в тартарары, и до катастрофы уже совсем недалеко. При этом второстепенные персонажи оказываются личностями. Так, уволенный директор, спасая пианиста от олигарха, окажется в ванне криминального авторитета, находящейся в каком-то подземном бункере-дворце, и даст волю своему чувству справедливости. Да, в фильме есть и сценарные, и режиссёрские неточности, но эстетическое (отличный баланс иронии и искренности) и человеческое (беззащитный герой в недобром мире) послание «Метаморфозиса» делает его событием фестиваля «Окно в Европу – 2016».

А теперь, дорогие читатели и кинозрители, я прощаюсь с вами, до встречи в следующем номере «АН», когда я прокомментирую решение высокого жюри под председательством Сергея Урсулюка. Пока, пока!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram