Актёра и театрального режиссёра Михаила ГОРЕВОГО в кино считают одним из специалистов по мерзавцам и негодяям. Сам он говорит, что такие роли чаще всего достаются добрым людям. Так это или нет, но Горевой успешно снялся в 20-м фильме о Джеймсе Бонде и в фильме Стивена Спилберга «Шпионский мост». На выходе у актёра – сериал «Екатерина. Взлёт», где ему досталась роль домашнего палача Екатерины II.
- Михаил, в сериале «Екатерина. Взлёт» вы играете Степана Шешковского, который у императрицы заведовал Тайной экспедицией. Характер вашего персонажа придуманный или опирались на исторические документы?
– Конечно, придуманный, ведь мы снимаем художественный фильм. И кино, и ТВ – составные части индустрии развлечения, где наша задача – заставить зрителей над вымыслом слезами облиться. История – вещь субъективная. Например, Вторую мировую войну мы рассматриваем с одной стороны, а немцы по-другому. Посмотрите, что сделали с нашей победой над фашизмом на Украине! Как говорится, история – девка продажная, которую выкручивают в угоду политикам. Факты тасуют, пасьянс раскладывают в той последовательности, как это выгодно власти. Если говорить о моём персонаже Степане Ивановиче Шешковском, то он был мощным и удивительным человеком. Его называли домашним палачом Екатерины. Деликатные вопросы, пытки и дыбы находились в его компетенции. Лаврентий Берия рядом с ним мальчишка! Он лично сопровождал Емельяна Пугачёва на четвертование, а когда Александр Радищев узнал, что человек от Шешковского приедет его допрашивать, то упал в обморок.
– Вам удалось сняться в фильме Стивена Спилберга «Шпионский мост». О чём подумали, когда вам сообщили, что вы утверждены на роль агента КГБ?
–Удивился и обрадовался одновременно. Тут же радостную новость сообщил сыну, а потом позвонил лучшему другу и однокурснику Михаилу Ефремову, чтобы «завидовал». У нас со студенческих лет существует шутливая традиция: звоним друг другу из разных стран и рассказываем о своих удачах, достижениях. Например, Миша мне звонит и говорит таким напыщенным голосом: «А ты знаешь, где я?! Я сейчас в Лондоне в самом лучшем ресторане! Ты мне завидуешь?!» Зависть, как вы понимаете, у нас только белая. Постоянно что-то выдумываем, чтобы не было скучно.
– На премьере фильма Стивен Спилберг вам сказал: «Ты – в команде». Это признание хорошей работы или надежда на новые роли?
– Когда мы прощались, я ему сказал: «Стивен, ты можешь рассчитывать на меня. Если тебе будет нужен русский, то он у тебя есть». «Да, ты – в команде», – ответил он. Ещё Стивен подарил мне свою фотографию, на которой написал: «Майкл – ты украшение нашей картины». Она висит у меня в кабинете в рамочке на самом видном месте. Было много и других комплиментов от великого режиссёра, но хвалиться не буду, потому что страдаю ложной скромностью. Надежда снова сняться у Спилберга у меня есть. Это я раньше не верил, что могу сняться у такого мастера. А теперь я верю во всё. Недавно снялся в Англии в боевике вместе с Гари Олдманом. Главного злодея сыграл он, а я – его адвоката.
– По вашим словам, Спилберг мечтал о картине «Шпионский мост» много лет...
–Фильм основан на реальных событиях, связанных с американским самолётом-шпионом, его пилотом Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Детские воспоминания режиссёра словно проросли в фильме и воплотились в месседж о том, что каждая следующая ошибка наших руководителей может стать последней. Само провидение толкнуло Спилберга на создание фильма в тот самый момент, когда в мире опять началась гонка вооружений. Это настоящий гражданский поступок Стивена, прокричавшего на весь мир: «Остановитесь!»
В фильме есть сцена про мальчика, который набрал в ванну воды, узнав о том, что запущен первый советский спутник. Стивен рассказывал мне, какая истерика была в США: «Что будет делать спутник?! Облучать?! Бомбить?! Я знал, если начнут бомбить, отключат электричество, не будет возможности набрать воды. Поэтому я набирал воду в ведра, в ванну и запрещал сестре мыться. Это история про меня…» – признался мне Стивен.
Потом он рассказал про эпизод с его отцом, который оказался в Москве, когда случилась история с Пауэрсом. На Красной площади демонстрировали обломки самолёта, форму пилота, и отец Спилберга встал в очередь, чтобы посмотреть на трофеи. Кагэбэшники по одежде поняли, что он иностранец, подошли, выяснили, что американец, и повели его в начало очереди. Тот с перепугу подумал, что его отправят в Сибирь снег убирать. Но отца просто подвели к офицеру, который демонстрировал детали самолёта, и тот сердито отчитал его за соотечественника Пауэрса.
– 2016 год объявлен Годом российского кино. Вы видите положительные сдвиги в отечественном кинематографе?
–Прошлый Год литературы был отмечен тем, что закрыли более 300 библиотек. Кино убивают те же бездарные начальники и девальвированные авторитеты. Кино цепляется за все возможности существования и пытается выжить, вопреки обстоятельствам. Мне посчастливилось поработать в западном кинематографе, поэтому я знаю, что такое индустрия кино. Чтобы изменить ситуацию – надо перестать воровать. И не только в кинематографе, но и в стране в целом. Но начинать изменения необходимо с кино. Во главу угла поставить человеческое достоинство, героев, которые на своём примере показывали бы нам, как нужно давать отпор ворам, взяточникам, хамам, продажным судьям и чиновникам. Вот тогда бы и появился герой нашего времени в отечественном кинематографе, которого никак не могут найти наши киношники.