Аргументы Недели Иркутск → Культура № 30(521) от 04.08.16

Пейзаж в квадрате

, 14:18

Выставка художника Евгения Дорохова открылась на прошлой неделе в иркутской арт-галерее DiaS. Несколько десятков полотен, написанных маслом, объединяют две общих черты: во-первых, здесь только пейзажи, а во-вторых, все картины имеют форму квадрата. Это любимый формат автора, который, кажется, является страстным поклонником социальной сети «Инстаграм». Экспозиция получила название «Система координат. Территория — квадрат» и впервые столь полно представляет иркутской публике творчество этого омского художника.

Впрочем, как признается сам автор, экспозиция, привезенная в Иркутск, далеко не полностью отражает его творческую сущность. Обычно, говорит Евгений Дорохов, у него проходят более продуманные с концептуальной точки зрения выставки. Однако данная экспозиция, которая вроде бы родилась случайно, имеет отношение к нашему краю. Художник страстно полюбил Байкал и время от времени специально приезжает на его берега, чтобы подзарядиться творческой энергией и поработать.

«Впервые я увидел Байкал, когда еще был студентом. Тогда я пробыл на берегу всего пару часов, но дал себе слово, что обязательно сюда вернусь. С тех пор периодически я приезжаю сюда, чтобы проникнуться природой этих мест и поработать, — рассказывает художник. — В прошлом году у меня даже родилась серия «Вода и небо Байкала», написанная маслом, а затем еще одна — камни Байкала, которые совершенно невероятны. Не всегда веришь, что их рисунок создан природой».

Таким образом, в экспозицию, представленную в «Диасе», прежде всего вошли работы, посвященные Байкалу — им выделены, условно говоря, лучшие места в галерее. Однако здесь же есть этюды и картины, написанные по итогам многочисленных пленэрных поездок по самым разным другим уголкам мира: с одной стороны, широко представлена наша страна (помимо Байкала, присутствуют живописные впечатления от Алтая, Крыма, Дальнего Востока), с другой — ближнее и дальнее зарубежье (Казахстан, Италия, Франция, Германия, Китай).

Но на самом деле четких примет той или иной местности в картинах Евгения Дорохова вы не найдете — если поставить рядом две картины, вряд ли можно будет сходу определить, какая из них написана, скажем, на Острове Русский, а какая — в Крыму. Для художника важнее колорит (как правило, автор работает на контрасте), а также фактура (густой мазок делает картину едва ли не объемной). В результате зритель зачастую видит минималистический с композиционной точки зрения квадратный пейзаж в мягких пастельных тонах, где горизонт делит две различные стихии — воду и небо или землю и небо. Издалека чем-то эти работы даже напоминают колористические эксперименты Марка Ротко, пока не присмотришься и не разглядишь в этих квадратных полотнах фактурные пейзажи. Такая простенькая игра приходится по нраву большинству зрителей, плюс эти картины легко можно представить себе практически в любом интерьере. И неспроста все они продаются.

Выставка будет работать до 20 августа.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram