Легендарный деятель искусств Михаил Барышников покажет в Риге свой сольный спектакль «Письмо человеку». Показы спектакля, основанного на дневниках великого балетного танцовщика Вацлава Нижинского, состоятся в Латвийской национальной опере с 3 по 7 августа.
Впервые этот спектакль был показан в 2015 году в городе Сполето (Италия) и затем был отправлен в мировое турне. Рига неслучайно попала в этот список. Именно этот город является родным городом для танцовщика.
Он приезжает со своими проектами в Ригу уже в четвёртый раз. Впервые это сотрудничество состоялось благодаря тогдашнему директору Латвийской национальной оперы Андрею Жагарсу. В 1997 году он пригласил Михаила Барышникова в Ригу, и на сцене ЛНО были показаны два спектакля возглавляемой Барышниковым труппы White Oak Dance Project. Затем в 2009 году там же Михаил Барышников выступил с программой «Три соло и дуэт», а в 2006 году в Латвийской национальной опере прошла выставка фоторабот Барышникова «Moment in Time», на которой были представлены его фотографии, сделанные за период с 1982 по 2004 год. Так что Рига для Барышникова – город-колыбель для творчества. И всё благодаря «Фонду Андрея Жагарса по поддержке и развитию культуры».
Моноспектакль «Письмо человеку» специально для Михаила Барышникова поставил культовый британский режиссёр, звезда авангардного театра Роберт Уилсон. Текст дневников Вацлава Нижинского, лёгших в основу пьесы, адаптировал драматург, новеллист и литературный критик Дерил Пинкни.
Фото LUCIE JANSCH
В основу спектакля легла непростая жизнь Вацлава Нижинского в эмиграции, сложные отношения с Дягилевым, закулисные интриги. Именно это подорвало и без того хрупкое душевное здоровье танцовщика, и последние 30 лет он провёл в психиатрической клинике. В предельно откровенных и эмоциональных дневниках артиста, написанных им с 19 января по 4 марта 1919 года, заметны следы настигшей его болезни. Барышников с присущей ему элегантностью и непревзойдённым сценическим мастерством решил не повторять манеру танца Нижинского, а сосредоточился на наиболее трагической части его творческого наследия. А именно – на том потоке сознания, тех перепадах от ясности рассудка к безумию, которые столь ярко запечатлены в дневниках Нижинского, написанных лихорадочно, как раз перед его первой госпитализацией.
«Это не биографический спектакль. Это постановка о взаимоотношениях человека с искусством, Богом, семьёй и глубинами его души. Мы старались избежать какой-либо конкретики. Скорее это такая параллельная история, в которой нас интересует прежде всего внутренний мир человека, а не его физическая сущность», – сказал в интервью изданию The Guardian Михаил Барышников.
К сожалению, современные зрители не имеют возможности увидеть искусство Нижинского – документальных кадров с его выступлениями не сохранилось. Но г‑на Барышникова с ним часто сравнивают. Оба они признаны выдающимися артистами балета XX века. А в спектакле «Письмо человеку» две легендарные личности сталкиваются лицом к лицу.
P.S. Напомним, что Михаил Николаевич родился в Риге в семье советского офицера. В 1967–1974 годах был солистом Ленинградского театра оперы и балета. Во время гастролей в составе труппы Большого театра в Канаде стал «невозвращенцем» и получил политическое убежище в США. С тех пор ни разу не был на территории России. О существовании этой территории на глобусе в свои 68 лет, похоже, забыл.
Абсолютная звезда мирового балета. Его зависание в воздухе во время прыжка – на жаргоне специалистов «с баллоном» – остаётся не достижимым для абсолютного большинства артистов современного балета. Так получалось только у его кумира – великого русского танцовщика прошлого века Вацлава Нижинского.