Уже вторые гастроли Школы-студии МХАТ по Сибири подарили иркутским зрителям сразу три спектакля подряд. С 11 по 13 июля на сцене Театра юного зрителя им. Вампилова выпускники этого года показали постановки, которые войдут в постоянный репертуар будущей труппы. Акция «Молодой МХАТ — Сибири» проводится при поддержке фонда «Вольное Дело» и компании En+ Group, а в Иркутске, как и в прошлом году, стала частью фестиваля «Культурная столица».
Гастрольный тур молодых актеров стартовал 30 июня в Республике Хакасия, а финиширует 18 июля в Красноярском крае. За это время артисты сыграют восемь спектаклей, три из которых с понедельника по среду прошли на сцене Иркутского ТЮЗа. В первый вечер зрители посмотрели «С любимыми не расставайтесь» — по хрестоматийной пьесе Александра Володина, во второй — «Платонов. Встреча первая», по прозе Андрея Платонова, а в среду — композицию, рожденную в процессе обучения самими студентами, «Современный концерт».
В прошлом году эти же ребята приезжали в Иркутск еще в качестве студентов, в этом — они уже выпускники. В июне 18 человек получили дипломы Школы-студии МХАТ, так что в гастроли по Сибири студенческая труппа отправилась уже в статусе Девятой театральной студии МХАТ. Но дух студенчества еще не успел выветриться, со сцены по-прежнему хлещет молодая творческая энергия, заражающая зрителей. Пожалуй, это главная отличительная черта, объединяющая все постановки этого коллектива — показанные как в прошлом году, так и в этот раз. Сплоченная дружная команда, сама, вместе с режиссером, родившая эти спектакли, не может играть их иначе — есть ощущение, что сами постановки, независимо от материала, по которому они сделаны, уже стали частью души и плоти этой талантливой труппы.
Таким стал и спектакль «Платонов. Встреча первая», показанный в Иркутске во вторник. Три года назад студенты курса заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Виктора Рыжакова, впервые познакомившись с прозой Андрея Платонова, сами выбрали близкие для себя рассказы и повести писателя, а затем вместе с режиссером воплотили их на сцене. «Мы сознательно взяли не пьесы, а прозу Платонова, которая невероятно сложна для постановки на сцене, — рассказал перед показом Виктор Рыжаков. — Секрет языка Андрея Платонова до сих пор не раскрыт, над ним бьются тысячи литературоведов, но такой страдающей души, как у него, практически не найти в русской литературе. Он в каждой своей клетке, в каждой букве говорит о душе человека. В этом спектакле мы постарались представить свое понимание этого автора».
В постановку вошли рассказы «Песчаная учительница», «Сухой хлеб», «Течение времени», «Девушка Роза», «На заре туманной юности», «Возвращение», «Третий сын», отрывки из повестей «Река Потудань», «Джан», «Счастливая Москва». Объединенные в единое театральное повествование, один за другим, эти отрывки, обрывки человеческих судеб советской России сложились в единую мозаику жизни большой страны, целого народа, потерявшегося, растерянного, как ребенок, перед лицом пустоты. С простой, но пронзительной интонацией молодые актеры воплощают на сцене образы людей, чьи судьбы были сломлены войной, лишениями, голодом, а в конечном счете — огромной махиной государства. Но эти люди выжили, несмотря ни на что, и продолжают жить, в том числе благодаря молодым актерам Школы-студии МХАТ. И жив, как никогда, настоящий театр, с экспериментами, с творческим поиском, с простыми вроде бы, но такими трогательными интонациями говорящий о человеке.