Театр начинается с клика
9 июня 2016, 22:18 [ «Аргументы Недели» ]
Интернет-технологии вносят свои коррективы в традиционный уклад больших театров. О том, как адаптироваться к современным реалиям, привлечь к себе зрителя и сэкономить копеечку, рассказывает административный директор Театра имени Пушкина Анна Высоцкая.
– Анна, после так называемого «рестайлинга» у Театра имени Пушкина появился слоган «Новая жизнь традиций». Какие технологические изменения в нем заложены?
– Роль интернета в нашей жизни берет свое. Раньше в Москве было около 250 театральных киосков и продажники дружно «обхаживали» кассиров, чтобы те рекомендовали какой-то конкретный театр. Мы их всегда поздравляли с праздниками, приглашали на спектакли – одним словом, всячески поддерживали хорошие отношения. Сейчас эта культура уходит в прошлое: театральных киосков почти не осталось, все продажи перешли в интернет. Даже бабушки перестали бояться гаджетов и печатают билеты дома на принтере. В жизнь театров пришли новые технологии.
Распространители начали бороться за покупателя в интернете. ''Ticketland'', ''BigBilet'', ''Radario'' – все требуют от нас эксклюзивов и усиливают рекламу.
– Как вы пришли к идее прямых продаж на сайте театра? У распространителей, наверняка, больше рекламных ресурсов.
– Причин много. Во-первых, практически все распространители берут сервисный сбор за свои услуги. Покупатель приобретает билет примерно на 150 рублей дороже реальной стоимости. В случае отмены спектакля эта сумма не возвращается. Театры потом получают много претензий от зрителей, но повлиять на посредников не могут. Прямые продажи для нас – хорошая альтернатива. Потому что мы не играем в игры со зрителями: мы выстраиваем отношения напрямую. Они покупают билеты без наценок. И получают назад все деньги, если постановка не состоялась.
Во-вторых, мы под распространителями, как под татаро-монгольским игом. Они берут свои проценты (зачастую очень значительные) с каждого проданного билета, что весьма невыгодно.
В-третьих, распространители с нами хитрят. Когда отменяется постановка, они иногда заявляют, что все выделенные билеты продали. Театр никак не может это проверить и выплачивает комиссию, теряя серьезные суммы.
Рассмотрев ряд предложений по билетным системам, мы остановились на сервисе «Единое Поле» – это новое и наиболее технологичное решение из существующих. Только за один месяц мы сэкономили за счет него около 325 тысяч рублей.
Наш официальный сайт по запросу всегда всплывает на первой странице поисковика. Сюда приходит целевой зритель. И он уже не отвлекается на чужие афиши, как на порталах распространителей. Мы «заманиваем» своими предложениями. Вот, посмотрите: в репертуаре детские спектакли есть. А скоро премьера новой комедии! Билеты на сентябрь уже в продаже
Покупать в интернете гораздо удобнее, чем в кассах. В мае 70% билетов, купленных через интернет, было приобретено поздно вечером и ночью, в интервале с 21.00 до 02.00. Это то время, когда рабочий день уже закончился, кассы закрыты, люди отдыхают дома и заранее планируют свой досуг. Летом билеты лучше продаются на сайте, так как в кассы никто не ездит. Народ сидит на дачах и максимум, что может сделать: зайти в интернет и купить билеты, чтобы сводить в театр приехавшего родственника.
Сейчас мы добавили кнопку продажи билетов в «Фейсбуке». Их можно приобрести прямо в группе театра.
– Значит, соцсети тоже «зарабатывают». Высокая конверсия?
– Нет, это скорее дань новому времени. Но соцсети – все-таки не продажная история, а больше имиджевая. Допустим, если мы хотим подчеркнуть, что являемся самым гастролирующим театром, мы то и дело выкладываем посты на эту тему. Или хотим привлечь внимание к определенному спектаклю. Например, к «Жанне Д'Арк». И придумываем тематические конкурсы. Тогда интерес возрастает, но люди все равно скорее всего перейдут на сайт, чтобы купить билет.
– А как вообще в драматическом театре продаются спектакли без слов? «Жанна Д'Арк» в вашем репертуаре не одна такая. Есть еще «Дама с камелиями», «Материнское поле»...
– Пластические спектакли хореографа Сергея Землянского – это новое слово в театре. Такое театральное эсперанто, понятное абсолютно всем, если ты хотя бы прочитал либретто. С «Материнского поля» люди самых разных национальностей уходят потрясенными: история войны, страшной, несправедливой потери близких затрагивает каждого. «Дама с камелиями» и «Жанна...» – постановки потрясающе красивые. Но продаются они тяжело. Когда люди приходят на балет, они нацелены на танцевальное искусство. А от драматического театра ждут слов.
– Зачем же такие эксперименты, если они нерентабельны?
– В государственном театре административно-продажная и художественно-постановочная история могут не совпадать. Все-таки доминирует творческое начало. А мастера хотят ставить великие произведения: «Гамлета», «Оптимистическую трагедию»... В коммерческих театрах решение по репертуару принимает продюсер, руководствуясь категориями «продам – не продам». У нас художественный руководитель выбирает режиссеров, название и ставит перед фактом – «продавай». И ты дальше начинаешь думать, чем же мне это «посыпать», чтобы продать. У большинства зрителей ведь всего два вопроса: «Это комедия?» и «А кто играет?». Если ответ их не удовлетворяет, они уходят.
– Как поднимаете продажи в «мертвые сезоны»? Наружная реклама помогает?
– Эффективность наружки сейчас очень низкая. Ее стало так много, что люди перестали ее замечать. Если раньше достаточно было 8 секунд, чтобы рекламу воспринять и запомнить, сейчас нужно 3 минуты. Теперь на белый лист бумаги скорее внимание обратят, чем на миллионы красивых картинок. До такой степени наружка приелась.
Мертвый период наступает после новогодних праздников, когда деньги у людей кончаются. Тогда крайне сложно продавать. У нас 31 декабря за несколько месяцев вперед раскупили, 2,3 января – тоже. Какие спектакли ни ставь – они всегда продадутся. Потому что у многих людей традиция – ходить в это время в театр. Идти в кино – банально слишком, а вот в театр – празднично. Поэтому на «провальные» периоды выход один – ставить суперпопулярные спектакли с известными артистами. Ради такого народ готов раскошелиться.
– А поработать с купонаторами вы не пробовали?
– Ни в коем случае, это унизительно. Мы успешный достойный театр. Продавать билеты со скидкой – значит убить свой имидж. Скидка у всех ассоциируется с просроченным продуктом, чем-то вышедшим из моды. А артисты всегда играют одинаково, выкладываясь на все сто. В том, что сезонно спад продаж идет, они не виноваты. И совсем не «стоят» из-за этого на 50% дешевле.
– Осуществляете ли вы партнерские программы с другими театрами?
– Мы обдумываем идею создания своеобразного клуба лояльности для театров. Его участники будут предоставлять постоянным зрителям определенные бонусы. Например, копишь баллы, посещая партнерские театры, и обмениваешь их на билеты. Но на данный момент правила ведения билетного хозяйства и существующие технические решения не позволяют воплотить эту задумку. Мы вместе с командой «Единого Поля» ищем подходящие способы. Так что, надеюсь, вскоре порадуем зрителей.
Читайте также:
Другие новости культуры >>