Аргументы Недели → Культура № 22(513) от 9.06.16

Кинотавр - 2016: Даёшь молодёжь!

, 09:58 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели! В разгаре главный фестиваль отечественного кино «Кинотавр», и что сразу бросается в глаза? В его программе с каждым годом усиливается женское начало. На сей раз пять режиссёров прекрасного пола были отобраны в конкурс, а вне конкурса на открытии был показан и вовсе гендерный фильм «Петербург. Только по любви», в котором семь режиссёрш представили свои новеллы на тему, сформулированную в названии альманаха.

«Ленфильм» совместно с «СТВ» (руководитель – С. Сельянов) собрали для проекта своих доверенных киномастериц, которые уже зарекомендовали себя так, чтобы образ города очеловечился частными историями. Первая новелла режиссёра Натальи Кудряшовой (в прошлом году она ярко выступила фильмом «Пионеры-герои») продолжает рассказывать о городе в открыточной стилистике. Героиня ведёт автобусную экскурсию для англоязычных туристов, ясно дело, по местам городского глянца. Затор случается возле Аничкова моста, при помощи которого Невский проспект переползает через речку Фонтанку. По углам моста стоят знаменитые кони Клодта. Дотошные туристы хотят остановить автобус и посмотреть коней вблизи. Пока персонажи новеллы ведут столь возвышенный спор, туристка, оставшаяся в автобусе, находит в путеводителе информацию, что между ног у одного из коней вместо половых органов находится маска лица какого-то мужчины (это, кстати, действительно так). Тут бы экскурсоводу объяснить туристам, кому на века отомстил скульптор. Но нет, она бьётся в конвульсиях истерического смеха. Где тут «про любовь», я не понял.

Следующая новелла (реж. Анна Пармас) к любви тоже имеет отношение относительное. Скорее речь в ней идёт о физиологических последствиях полового акта. Героиня с мамашей идут по самой красивой в мире Университетской набережной в знаменитую поликлинику, которая специализируется на контроле протекания беременности, чтобы сделать УЗИ и узнать, какого пола ребёнок. По дороге у них случается спор о роли Сталина в отечественной истории. Мамаша его защищает: страну поднял из ямы, сделал великой. Дочка его ругает – а какой ценой? Сколько миллионов было репрессировано! Сцена выглядит вполне живенько. Разругавшись, героини идут в разные стороны, но в момент кульминации, когда после ряда сложностей будущая мама во время УЗИ узнаёт, что у неё будет девочка, будущая бабушка оказывается рядом. Она одумалась и вернулась. Что ж, новелла по крайней мере выполнена по законам драматургии, у неё есть начало, перипетии, кульминация и финал. Другие новеллы этим похвастаться могут не всегда.

Например, в напоминающей студенческую работе «Селфи» (реж. Аксинья Гог) девушка Марго 23 лет от роду едет в Петербург, чтобы, напившись в клубе допьяна и отдавшись первому попавшемуся лицу противоположного пола, далее свести счёты с жизнью, спрыгнув с его балкона. Молодого человека она склеила, когда он с разбегу пытался разбить свою башку о стену. Вот, кажется, стало «тепло». Автор нашёл «подлинного» петербуржца. Он приводит Марго в свою мансарду, но, как позже выяснится, оттрахать героиню не смог, потому что заснул. Она тоже ничего не помнит, но знает, что теперь пора прыгать с балкона, потому что впереди могут быть несчастья. Надо их героически предотвратить. Молодой человек предлагает ей не сразу прыгать, а сперва сфоткаться на память, что и делает, и между прочим заявляет, что у него под балконом помойка. Героиня решает поменять способ самоубийства. Дальше нам показывают этюды на тему разных видов самоубийства. Иногда кажется, что вот придёт преподаватель, что-то почистит и поставит отметку. Но следов работы мастера со студенткой незаметно, и смысл новеллы становится всё более призрачным, как утренний туман в сырых окрестностях Петербурга.

Про все новеллы говорить не буду, остановлюсь на самой сильной работе – новелле Авдотьи Смирновой с её любимой актрисой Анной Михалковой и камео с Михаилом Боярским. Собачница – героиня Анны – ищет знакомства с каким-нибудь мужичонкой, пусть потрёпанным, но вдруг у него ещё есть тестестерон. Собачники-мужичонки не оправдывают её надежд. И вот подруга даёт ей адрес шамана-надомника, который умеет мистически сводить метафизический ИНЬ и конкретный ЯН. Героиня приходит к нему, ложится на лежанку, слушается и повинуется всяким дикостям. А как не повиноваться – ведь под шапкой шамана и с бубном в руке скачет как козёл сам Михаил Боярский.

Вот Аня и притихла, когда ей начинают втирать в живот разбитые ассистенткой шамана яйца. Сцена выглядит достаточно забавно; смешно и разочарование собачницы, с которой взяли 7 тыс. за процедуру. А собственно, чего впадать в уныние, когда в соседнем дворе уже вышел прогуляться вполне многообещающий собачник и дистанция между ним и героиней неуклонно сокращается. А вот и встреча, короткий «душевный разговор» и оптимизм в диафрагму. Добавлю только, что верная теме альманаха Авдотья Смирнова сохранила и атмосферу города, и ненавязчивую иронию к происходящему, что может соответствовать какому-то призрачному питерскому камертону, который пытаются уловить креативные москвичи.

Из новеллы Ренаты Литвиновой запомнилась красивая люстра…

Конкурсную программу организаторы тоже доверили открывать фильму режиссёра прекрасного пола – Оксане Карас. «Хороший мальчик» – так называется картина – это её третий фильм. В главной роли девятиклассника Коли снялся Семён Трескунов, который довольно органично смотрится во всех эпизодах фильма. А он довольно насыщен эпизодами, случившимися на протяжении одной школьной недели. Это и короткий роман с училкой английского языка, которая чуть было не совращает шустрого Колю, подливая ему красного вина, потому что в депрессии из-за в очередной раз изменившего ей с собственной женой любовника – директора школы, которого играет Михаил Ефремов. Это и разборка с директором и его женой, которых правдолюбец Коля хочет вернуть к честной реальности искренних чувств, разрушив фальшь их ритуальных отношений. Это и стычка с местным гопником, у которого Коля, сам того не желая, уводит девушку – дочку директора школы Ксюшу.

В фильме отличилась и Татьяна Догилева. Она играет старорежимную (то есть советскую) преподавательницу естественных наук, которая ещё и заведует в школе музыкальной культурой подростков. Так на смотре музыкальных номеров, где Коля с одноклассниками танцуют рэп и брейк, она говорит «баста», вставляет VHS в видеомагнитофон и показывает, какие замечательные номера исполняли её ученики 30 лет назад под народные песни и казацкие напевы. Что ж, Коля вполне пластичен, и вот он уже исполняет не брейк, а польку… И к своему папаше Коля тоже проявляет полную уважуху. Хотя папаша в исполнении Константина Хабенского перец ещё тот.

В «Хорошем мальчике» все страсти-мордасти закончатся хорошо, а ученик Коля скажет вам, дорогие читатели и зрители, «привет, привет!» с киноэкранов нашего отечества во второй половине сентября. Фильм будет показан в буквальном смысле везде. Ведь вдумайтесь, кто будет его прокатывать: Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing. Это, правда, круто, тем более для отечественного фильма. Оксана Карас выступает по-взрослому, и ей по барабану вызовы, которые бросают коллеги, снимающие фильмы тоже на тему старшеклассников, правда, уже меняя сам жанр. Так, в жанре школьного нуара выступает конкурсный «Ученик» Кирилла Серебренникова.

Показанный недавно в программе «Особый взгляд» Каннского МКФ «Ученик» переносит в нашу школу действие пьесы немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик». Главный герой, тинейджер Вениамин (актёр Пётр Скворцов), на глазах превращается в террориста. На какой почве у него «сносит крышу», не совсем понятно, автору важно показать механизм превращения заурядного пацана в религиозного фанатика. А Библия, цитатами из которой фонтанирует ученик, даёт его мракобесию идеологическое обоснование. Я, правда, про феномен православного терроризма слышу впервые, но фильм «Ученик» уже бьёт в международный фестивальный набат: вот она, настоящая угроза! Что ж, предупреждён, значит, вооружён.

В следующем номере я расскажу о других тенденциях в современном отечественном кино (если их обнаружу) и подведу итоги фестиваля. В этом мне поможет высокое жюри под руководством нашего Джорджа Миллера (который в этом году хозяйничал в Каннах) – Николая Лебедева, чьи фильмы «Легенда №17» и «Экипаж» стали лидерами отечественного проката. Пока-пока!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram