Аргументы Недели Екатеринбург → Культура № 20(511) от 26.05.16

По ту сторону телекамеры

, 15:04

В «Ночь музеев» телеканал «ОТВ» показал всем желающим, как «устроено» телевидение. Экскурсанты узнали, чем «телевизионный» грим отличается от повседневного «мейкапа», как устроен телетекст и многое другое.

 

Экскурсии по студии ОТВ в рамках акций «Ночь музеев» привлекают все больше и больше внимания – в этом году группы были сформированы уже за неделю (заявки можно было подать онлайн). Ровно в 17:00 двери телеканала открылись и ведущий программы «УтроТВ» Александр Тарасов повел нас «за кулисы».

Первая остановка: аппаратная. Обилие микшерских пультов, какой-то аппаратуры, экраны, транслирующие изображение с разных камер…

– Честно говоря, никто не понимает, как это все работает, – шутит Александр. – Видите, какого-то парня с улицы взяли, посадили тут для антуража, – кивает он на звукооператора. Тот ухмыляется.

– На самом деле, здесь происходит самая важная работа: управление звуком, синхронизация звука и картинки, – продолжает наш экскурсовод, показывая на место «звукаря». – Согласитесь, если вы увидите в телевизоре программу, где происходят проблемы со звуком, вам это быстро надоест и вы переключитесь, так?

Далее – гримерная. Она состоит из двух помещений: собственно места, где наносится грим, и «комнаты ожидания».

– Часто здесь бывает аншлаг, – рассказывает Александр. – Когда эфир идет за эфиром, здесь, на этих диванчиках, ведущие и гости программ ожидают своей очереди.

Рассказывает он быстро, чувствуется профессиональный уровень. В «комнате ожидания» находится телевизор – гример может оценить «картинку» и быстро поправить грим на тех, кто в эфире. Тем временем Александр вызывает добровольцев для гримировки. Выходит женщина, смущаясь, садится в кресло. Гример быстро наносит косметику и комментирует свои действия: «Глаза мы подчеркнем вот так… Скулы подрумяним…». Как выяснилось, телевизионный грим имеет свою специфику. Дело в том, что под сильным освещением все изъяны лиц становятся очень заметны. Более того, сами лица кажутся плоскими (на профессиональном жаргоне это явление называют «блины»). Задача гримера: «спрятать» изъяны, выделить достоинства, порезче очертить само лицо.

Пара минут, и все готово. Разница, к слову, действительно, что называется, налицо.

Далее Александр ведет нас по коридору в студию, комментируя попутно: «Здесь у нас всевозможные грамоты… А здесь – эфирная. На федеральных телеканалах у этих дверей стояли бы автоматчики, потому что при государственных переворотах эту комнату захватывают вслед за мостами и телеграфами. Отсюда можно передать на всю страну какую угодно запись. Но у нас канал не федеральный, поэтому – без автоматчиков. Хотя и заперто».

Стоит отметить, что ОТВ является крупнейшим региональным каналом по количеству оригинального контента (кроме фильмов, в эфир идут только собственные программы – 15 проектов) и находится в десятке лучших региональных каналов по России.

Мы проходим мимо «аллеи славы» с портретами знаменитых гостей студии (музыкант Шахрин, интеллектуал Вассерман, губернатор Куйвашев и др.) и выходим в огромный зал, больше похожий на производственный ангар, только из стекла и бетона.

– Несколько лет назад у нас было проведено глобальное техническое перевооружение, – продолжает Александр. – Было закуплено уникальное для региона оборудование (такое, как вот этот «кран» для телекамеры), а студия оформлена в стиле «open space».

Непосредственно место съемки разделено на две половины. В углу – «комната» с креслами и прочей мебелью, огороженная «ширмами» декораций, в центре – телекамеры, по другую сторону – место для ведущих новостей.

Декорации, к слову, устроены так, чтобы их можно было поменять нажатием кнопки. Жужжание мотора, шторка движется, и вот уже логотип вечернего шоу меняется на логотип утреннего. Тем временем Александр рассказывает о стоимости телекамер, о новом спортивном проекте ОТВ («Снимается вот здесь, в углу, видите эти два кресла?») и так далее.

Со стороны все это кажется каким-то игрушечным. Маленькое пространство, компактная мебель. Однако в кадре, как все мы видели, создается совсем другое впечатление.

Желающим предложили сесть на место новостного ведущего (по другую сторону от камер), посмотреть на себя в кадре (а рядом с телекамерами стоит экран, чтобы ведущий мог оценить себя со стороны) и прочитать новость по телесуфлеру. Это устройство представляет собой небольшой экран, на который транслируется текст для чтения ведущим, и систему зеркал, чтобы ему было удобно читать.

– Видите, в телетексте умещается не так-то много символов, поэтому читать незнакомый текст без запинки сумеет далеко не каждый! – рассказывает тем временем Александр. – Я, например, не сумею. Вообще, ведущие стараются заранее прочитать свои новости и телесуфлер уже использовать как подсказку.

За местом для съемки находится рабочий зал, где журналисты пишут свои новости, справа – кабинеты для видеомонтажа, а перед рабочим залом – небольшой музей.

– Эти экспонаты мы демонстрировали на одном из «Иннопромов», – говорит наш экскурсовод. – А затем устроили экспозицию здесь. Вот видеокассеты, на которые раньше записывали эфиры, вот одна из первых телекамер для работы на улице, вот один из самых первых профессиональных видеомагнитофонов…

По словам Александра, рабочий зал занимает 260 квадратных метров. В конце экскурсии мы поднялись на второй этаж, с которого открывается впечатляющий вид сверху на помещение телеканала. А там нас уже поджидала кукла-«корова», подарившая каждому по пломбиру, что было в этот жаркий день весьма актуально. Получив каждый по воздушному шарику, мы прошли в фотозону в холле. Там все желающие смогли увековечить себя на фоне трех огромных пенопластовых букв: «О», «Т» и «В». Кстати, фотографии уже доступны на сайте obltv.ru.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram