Актёр Театра им. Моссовета Валерий СТОРОЖИК родился на Украине в Полтавской области в селе Котельва. Окончил «Щепку» и снялся в фильмах «Сказка странствий», «Джокер», «Завещание Сталина», «Берег» и др. На выходе у Валерия сериал о жизни казачества «Гроздья винограда» и мистический фильм «Во веки вечные», где он сыграл писателя, влюблённого в сказочную незнакомку.
- Валерий, не так давно вам стукнуло 60 лет. С какими мыслями вы подошли к юбилею?
– Я театральный человек, и все мои главные успехи и достижения произошли в Театре имени Моссовета. Без преувеличения могу сказать, что театр – мой второй дом. Большую популярность мне принёс спектакль «Иисус Христос – суперзвезда». Я играл Иисуса из Назарета 6 лет. К этой сложной для меня роли я подошёл ответственно. Читал Евангелие, Библию, атеистические произведения, чтобы столкнуть противоположные взгляды и создать некий внутренний спор. Я родом из пионерии, поэтому вопросы религии для меня были новы и интересны. Затем пришло новое поколение, и я уступил место молодым. Был приглашён в тот же спектакль. С образом Понтия Пилата у меня началась новая жизнь. Зимой выпустили комедию «Энергичные люди», этакий ретроспектакль о людях, путающих свой карман с государственным. Я сыграл там роль Курносова.
– Режиссёр Павел Хомский переместил героев пьесы Василия Шукшина «Энергичные люди» в начало 90-х. Как вы вспоминаете о том времени?
– Герои пьесы – директора магазинов, заведующие торгами, базами… и все воруют у государства... В магазинах в свободном доступе – ничего. Можно было стоять днями в очередях, отмечаться ночами, а можно было переплатить, и всё привезут. Все знали: в стране – дефицит. От кого что-то зависело, менять в системе ничего не хотели. Свою обувь никто не хотел покупать. За финской выстраивались огромные очереди в ГУМ, ЦУМ, Пассаж... Хватали всё подряд. Вернее, что достанется. Не себе, так тёте, дяде, подруге. Но была советская элита: партийные и торговые работники, дипломаты и музыканты с зарубежными гастролями... Эти имели подход. Схема «ты – мне, я – тебе» – как само собой разумеющееся. Я тоже доставал билеты девчонкам из комиссионок. Там в первых рядах партера сидели нужные люди: завмаги, врачи, мясники, воспитательницы детских садов.
– Вы вспоминаете с ностальгией то время?
– Несмотря ни на что, время для меня было хорошее! Я же был молод и счастлив! Пусть все понимали, что у нас всё перевёрнуто в огромной богатой стране, и мы не могли себя ни накормить, ни одеть. Да и духовный голод существовал. Нам хотелось смотреть свободные от идеологии французские и итальянские фильмы. Где Ален Делон и Марчелло Мастроянни по-другому смотрели, по-другому себя вели. И одеты были иначе, но это уже мелочи.
– Павел Хомский увидел актуальность пьесы Шукшина. Тема своего кармана и государственного до сих пор живее всех живых. Воровство непобедимо, и надо ли в таком случае с ним бороться?
– Непременно! Каждый в силу своих возможностей. Голосовать буду за порядочных, думающих прежде всего о людях. Сегодняшние политики говорят, что у нас всё налаживается, а едешь в глубинку и видишь грязь, убогость и людей, задавленных проблемами. Надо что-то с этим делать, потихоньку встраиваться в общий мир. То, что мы от всех отгородились в советские времена, ничего хорошего не принесло, наоборот, отстали.
– В мистическом фильме «Во веки вечные» вы легли в гроб. Не страшно было?
– Я человек простой, в приметы не верю. Лёг в «домовину» и ничего не боялся. Многие актёры отказываются, но у меня такого не бывает. Мой герой после расставания с женой влюбляется в молодую даму. А ей уже лет 200. Она мудрее и многое может. Фильм про искреннюю любовь и про то, что мы сами не можем объяснить. Например, почему мы слышим голоса или видим будущее, почему прошлое не отпускает? Это наш второй проект с режиссёром Владимиром Чубриковым. Я снимался у него в «Ледяной страсти». Оказалось, что он про меня не забыл! Я ему очень благодарен. Фильм получился красивый. Удивительные дачи на Рублёвке и на Николиной Горе, живописные пейзажи, зима с глубочайшим снегом... И мистика была не только в фильме, но и на съёмочной площадке. Оказалось, моя партнёрша Ольга Макеева родилась на Украине в селе Котельва, как и я! Крошечное место! Там родился мой отец, там живут мои двоюродные тёти и дяди. Я там давно не был, но чувствую – тянет. Потому что я всё равно оттуда.
– В сериале «Гроздья винограда» вы сыграли агронома Эрнеста Потапова.
– Мне редко давали роли колхозников, а я всегда хотел, потому считаю себя деревенским. В детстве жил у бабушки и хорошо помню уклад крестьян. В сериале «Гроздья винограда»показана жизнь казаков в 1953–1980 годы. Мой герой забавный, неказистый и в чём-то недалёкий агроном, через которого проходит много сельских новостей. В создании образа мне пришлось использовать свои украинские корни: как мог, гэкал. Снимали в Ростовской области, и мне там очень понравилось. Дон, рыбалка, виноградники, особая природа, интересные люди... Хотелось бы ещё раз там побывать, поосновательнее.