Аргументы Недели Иркутск → Культура № 18(509) от 11.05.16

Авангард по-иркутски

, 08:39

Седьмая по счету выставка творческого проекта «КультУРА» открылась в Иркутске на минувшей неделе. Экспозиция почти 20 авторов заняла второй этаж галереи сибирского искусства Иркутского областного художественного музея и представляет собой веселую солянку из произведений, выполненных в самых разных техниках, жанрах и материалах. Нынешняя выставка получила название «Демонстрация» и посвящена сразу нескольким темам, событиям и людям — майским праздникам, 100-летию русского авангарда, ушедшему из жизни художнику Виталию Смагину и 65-летнему юбилею основателя проекта — художнику и дизайнеру Владимиру Соколову.

Живопись, скульптора, дизайн, керамика, художественные панно в смешанной технике, ювелирные украшения, предметы мебели, арт-объекты, инсталляции и даже авторская одежда: «Демонстрация всевозможных искусств» — таково полное название седьмой по счету выставки проекта «КультУРА».

Проект начался в 2005 году и какое-то время каждый год собирал под своим названием (успевшим стать определенным знаком качества в Иркутске) ряд авторов, не вполне вписывающихся в привычный художественный контекст города. Идеологом «культуристов», как он их сам называет, стал иркутский художник Владимир Соколов, которого можно назвать пионером иркутского дизайна. Его авангардные арт-объекты, созданные из металлолома и разного мусора, найденного на свалке, в свое время перевернули представление о том, как и из чего может рождаться произведение искусства.

«Когда Володя начинал, никаких школ дизайна еще не существовало. Все это делалось на ощупь, интуитивно, и только потом осознавалось, — рассказывает искусствовед Иркутского художественного музея Тамара Драница. — А сегодня получается, что он возвращает дизайну художественно-эстетическое значение». Владимир Соколов всегда сам приглашает авторов к участию в проекте — руководствуясь только собственными представлениями об истинной красоте и значимости искусства. «Основным критерием для меня всегда является качество работы», — говорит он.

В прошлом месяце Владимир Соколов отметил 65-летний юбилей, а предыдущая выставка «КультУРА» была посвящена его 60-летию. «Поскольку мы делали перерыв, то эта выставка в первую очередь преследует цель восстановить себя, войти в форму, — поясняет художник. — Мы хотим, чтобы этот проект существовал долго. Мы обозначили номер 007 — с тем расчетом, чтобы выставок было не меньше сотни, и когда-нибудь случилась 107-я выставка проекта. У нас нет четких рамок, и состав участников плавающий, и работы все время разные».

На каждой выставке есть и постоянные авторы, и новые открытия. Так, например, к постоянным участникам можно отнести Владимира Дейкуна, известного своими ироничными арт-объектами, а также отца и сына Осиповых, один из которых работает в живописи, а другой создает обаятельные скульптуры из металлолома. Его новой работой, созданной специально к этой выставке, стала скульптура под названием «65», созданная к юбилею основателя проекта, которого Дмитрий Осипов считает своим учителем. Это своеобразный остроумный оммаж скульптуре Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», в которой в роли героев выступают сам Владимир Соколов и его супруга Нина, бессменная муза, спутница жизни и помощница на всех выставках.

Среди других работ на выставке — авторская керамика Татьяны Ерошенко, панно из валяной шерсти по мотивам полотен Хоана Миро Елены Петровой, чеканка и ювелирное искусство Евгения Богомолова, насекомые размером с собаку Георгия Борисова, арт-объекты с посвящением отцам русского авангарда самого Владимира Соколова в соавторстве с реставратором мебели Евгением Штанько. Всего свои работы в этот раз представили 17 авторов.

Сергей Элоян участвует в этой выставке не в первый раз, но впервые — с инсталляцией. Она получила название «Рождение жизни». «Среди моих разнообразных занятий очень редко находится место и время, чтобы сделать что-то такое в прикладном дизайне. А эти стулья, в которых совместилась живопись и дизайн, это скорее даже развлечение — посмотреть, как живопись действует на форму и как форма диктует определенные идеи», — рассказывает художник. В результате родилась законченная художественная композиция, которая одновременно является мебельным гарнитуром из четырех стульев и стола. В музейном пространстве эти предметы выстроились в смысловую композицию, которая приобрела дополнительную глубину. Каждый стул расписан таким образом, что олицетворяет собой одну из стихий — землю, воду, воздух и огонь, а все они находятся на равном удалении от стеклянного столика на гнутых ножках, в который вмонтировано яйцо — как универсальный символ зарождения жизни. Таким образом, произведение искусства в то же время является вполне утилитарной вещью и может использоваться по прямому назначению. Кстати, у этого гарнитура уже есть хозяин, как у почти всех произведений Сергея Элояна.

«Проект замечательный, и, несмотря на то, что он проводится в седьмой раз, он не замыливается, не выдыхается, организаторам все время удается найти какой-то новый поворот, неожиданный ракурс, благодаря чему каждая выставка получается особенной», — говорит художник.

Почти в каждой экспозиции проекта «КультУРА» есть и траурная нотка. В этот раз вспоминают народного художника России, членкора Российской академии художеств Виталия Смагина, который ушел из жизни в конце прошлого года, но стал учителем с большой буквы сразу для нескольких авторов, участвующих в нынешней выставке.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram