Можно ли найти свое счастье на обычной парковой скамейке? Это пытаются сделать два героя — он и она, персонажи спектакля «Скамейка» по одноименной пьесе Александра Гельмана. Приглашенный режиссер Сергей Тищенко, по его словам, хотел создать на камерной сцене иркутского драматического театра гимн женщинам, которые всю жизнь вынуждены страдать, хотя вовсе этого не заслуживают. Своеобразное признание в любви в то же время получилось поучительной историей, которую стоит увидеть зрителям обоих полов.
На сцене — две обыкновенных скамейки, небольшой фонтанчик, мусорная урна, да неработающий телефон на старом столбе с репродуктором. В этом камерном пространстве разыгрывается история встречи двух молодых людей, которые за час с небольшим успеют несколько раз повздорить и прийти к согласию, обмануть друг друга и признаться в собственной лжи, захотеть навсегда соединить свои жизни и испытать острое чувство ненависти, поплакать и посмеяться. В сущности, весь спектакль представляет собой один продолжительный разговор между мужчиной и женщиной, которые вроде бы случайно встретились в парке.
Пьеса «Скамейка» была написана драматургом Александром Гельманом в 1983 году, режиссер Сергей Тищенко в начале спектакля определяет время действия 1968 годом, хотя по максимуму вычистил из текста приметы советской эпохи. На самом деле год не так важен — эта история могла произойти и сейчас. Текст пьесы подвергся значительной редакции, благодаря чему она стала понятнее современному зрителю. Обоим героям примерно за 30, оба успели узнать, что такое брак, и в определенной степени разочароваться в нем. Однако каждый из них не теряет надежды найти свою любовь, пытаясь заранее просчитать все потенциальные трудности.
Молодая привлекательная женщина Вера (эту роль в разных составах играют артистки Инна Королева и Надежда Савина), прогуливаясь по парку, видит сидящего на скамейке мужчину (Дмитрий Акимов, Алексей Лобанов) и подсаживается к нему. Поначалу кажется, что она ведет себя с незнакомым человеком слишком фамильярно, но позже зрителям станет понятно, что она имеет на это полное право. Девушка хочет вывести своего собеседника на чистую воду, чтобы тот признал свои ошибки, раскаялся и изменился, а мужчина, наоборот, исправляться не намерен, поскольку считает, что он хозяин этой жизни. Спектакль, следуя букве пьесы, замечательно показывает разницу мужской и женской психологии и изо всех сил пытается их примирить. В сущности, весь их диалог — это бесконечный поиск компромисса.
Режиссер сознательно сделал героев спектакля значительно моложе, чем в оригинальном тексте, да и саму постановку адресует молодежи, которая только начинает вступать во взрослую жизнь. «Мне хотелось бы, чтобы этот спектакль смотрели именно молодые зрители и, увидев эту историю, не совершали бы те же ошибки, что и наши герои», — говорит он.
Несмотря на то что героев здесь всего два, режиссер утверждает, что ставил этот спектакль прежде всего о женщине. «Я так много за свою жизнь принес горя женщинам, что мне захотелось сделать для них этот спектакль, — рассказывает Сергей Тищенко. — Мы всю жизнь приносим женщинам боль. Они отдают нам себя без остатка, а мы, законченные эгоисты, живем только для себя. Это начинаешь понимать только под старость лет — мне потребовалось для этого 70 лет».
Артист театра Дмитрий Акимов, играющий одну из главных ролей, говорит, что в каждой своей работе ищет оправдание своему персонажу, хотя в данном случае это сделать весьма непросто, учитывая, что его герой бесконечно врет и изворачивается. «Для меня мой герой обычный человек — ни плохой ни хороший, — рассказывает он. — Они оба не стремятся сознательно причинить кому-то боль или зло. Это история про нормальных хороших людей, которые просто попадают в такие обстоятельства. И наша задача состоит в том, чтобы зрители увидели в наших героях отражение самих себя, прожили с нами эту историю, и, может быть, тогда они поймут что-то про себя. Финал открытый, как и вся жизнь. Но в этой истории хочется думать о хорошем, верить в то, что эти два несчастных человека наконец будут счастливы. Они запутались, много ошибались, их обманывали, они и сами обманывали, но это не значит, что они не заслуживают счастья».