«Золотые маски» получили Додин, Эйфман, Могучий
18 апреля 2016, 09:26 [ «Аргументы Недели. Петербург» ]
В Москве в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко раздали «Золотые маски – 2016». За сезон, соответственно, 2014/15 годов. Петербуржцы прозвучали в балетной, кукольной, но более всего – в драматической номинации. Всего в Петербург отправилось двенадцать «Масок», включая две внеконкурсные. Лауреатами «Золотой маски» от Петербурга в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» стали художественный руководитель МДТ – Театра Европы Лев Додин и хореограф Борис Эйфман.
Также неконкурсными «Масками» на церемонии был отмечен многолетний и плодотворный труд актеров Риммы Беляковой из Саратова, Рината Тазетдинова из Татарского академического театра им. Камала, Клары Кисенковой из Южно-Сахалинска, Ростислава Янковского из Минска. Эту же награду получили народный артист СССР Юрий Соломин и театральный художник Борис Мессерер.
Что касается конкурсных номинаций, то лучшим балетным спектаклем назван «Герой нашего времени» Большого театра – режиссура, сценография и либрето Кирилла Серебренникова, хореография Юрия Посохова. А в Петербург отправились две актерские "Маски", врученные исполнителям главных партий в спектакле Бориса Эйфмана «Up&Down» Любови Андреевой и Олегу Габышеву. Лучшем спектаклем в номинации «Современный танец» объявлено «Кафе Идиот» Театра балета (Москва).
Зато петербуржцы получили главную «Маску» в разделе Мюзикл/Оперетта – неустанная работа директора Театра музкомедии Юрия Шварцкопфа приносит ожидаемые и заслуженные плоды. Лучшим спектаклем стала, по мнению жюри «Макси» «Голливудская дива».
В номинации «Драма», как обычно, наблюдалась самая напряженная интрига. И, опять-таки, по традиции результаты вызвали много вопросов – прежде всего, к логике. Несомненно, важно, что лучшим режиссером из 22 попавших в эту номинацию серьезных профи назван Андрей Могучий, постановщик спектакля «Пьяные», художественный руководитель БДТ им. Г.А.Товстоногова – современная режиссура, опирающаяся на актеров два последних десятилетия оставалсь главной проблемой Большого драматического театра. Напомню, что в качестве номинантов были названы также три актера, играющих в этом спектакле: Марина Игнатова, Анатолий Петров и Василий Реутов. Бесспорно блестящие работы остались без индивидуальных наград, и тут жюри приняло мудрое решение – наградить специальным призом (а это отдельная «Золотая маска») актерский ансамбль спектакля «Пьяные», отметив, таким образом, не только номинированных экспертным советом артистов, но и всех остальных, ибо, как уже не раз отмечалось в прессе, в этом спектакле отменно работают все, включая и тех совсем юных ребят, для которых роль в «Пьяных» на сцене БДТ стала дебютом на большой театральной сцене. Учитывая дебаты последнего времени о том, можно ли допускать в академические театры эксперимент, или в них стоит ходить только проторенным каноническими тропами, предлагаю считать эту двойную «Маску» петербургским «Пьяным» по пьесе Ивана Вырыпаева, включающей в себя бранно-нормативную лексику, окончательным лишением девственности всех российских академических театров вообще.