Аргументы Недели → Культура № 14(505) от 14.04.16

Наш «Современник» не пенсионер!

, 09:15

15 апреля исполняется 60 лет московскому драматическому театру «Современник». В этом возрасте мужчины у нас выходят на пенсию, но «Современник» – сверхъестественное театральное существо, и до пенсии ему, надо полагать, далеко. Наоборот, он готовится к новой работе в обновлённом здании, и никогда публика не отпустит своего любимца «почивать на лаврах».

Два театра родились в оттепельных вихрях русской истории конца 50-х – начала 60-х годов: «Современник» и «Таганка». «Таганка», видимо, закончилась – а о «Современнике» такого не скажешь. Он оказался более гибким, мобильным, подвижным, способным к переменам, более внимательным к носителям всякого театрального смысла – то есть к актёрам и более открытым к иной, вроде бы и не «современниковской» режиссуре. Гибкость «Современника», конечно, объясняется тем, что у него оказался не только отец-основатель Олег Ефремов, но и мать Галина Волчек.

Именно материнское попечение сохраняет нынче труппу театра в блистательном разнообразии самоцветных талантов. К «старожилам» театра, которые по-прежнему собирают залы, только заяви об их участии (Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Нина Дорошина, Людмила Иванова), примкнули звёзды следующего поколения: Марина Неёлова, Сергей Гармаш, Василий Мищенко. За ними – не менее упоительные Чулпан Хаматова, Алёна Бабенко, Ольга Дроздова, Сергей Юшкевич, Владислав Ветров. И молодёжь подтянулась нешуточная: Дарья Белоусова, Никита Ефремов, Светлана Иванова, Клавдия Коршунова, Ульяна Лаптева, Артур Смольянинов и многие, многие другие.

Замечаем, конечно, редкое для современного театра обилие замечательных актрис. Это у Галины Волчек принципиальная позиция. Актрис она высматривает цепким глазом – нужных ей, заразительных, нервных, чувствительных,  сравнимых с героинями сцены «Современника» её молодости. И пусть ролей не всегда хватает на всех, необходимая Волчек актриса, как правило, взята в «круг «Современника» и повышает тем самым общий градус творчества. От избытка Вечной женственности и репертуар «Современника» – самый любвеобильный в столице.

Да вы сами полюбуйтесь: здесь и «Враги. История любви» Башевиса-Зингера, и «Двое на качелях» Гибсона, и «Заяц. Love story» Коляды, и «Три товарища» Ремарка, и «Пять вечеров» Володина, и «Горячее сердце» Островского, и «Золушка» Шварца, и так далее. Не о любви, а о ненависти разве только «Анархия» М. Пэкера, которую поставил в «Современнике» рокер Гарик Сукачёв. Но уж зато там такая современность бушует на радость зрителю – в полной своей ярости, и неукротимый, где-то почти гениальный Михаил Ефремов в роли свирепого панка – врага цивилизации. Мужчины в «Современнике» тоже не обижены.

Последняя по времени премьера театра намечена как раз на юбилейные дни, это постановка очень внимательной и к литературной основе, и к актёру Марины Брусникиной – «Скажите, люди, куда идёт этот поезд…» (текст Анны Батуриной). Брусникина – прекрасное приобретение для «Современника», и хотелось бы, чтобы театр активнее привечал высокопрофессиональных, ответственных мастеров, которые чаще всего работают без шумихи. И закрывал свои двери для шарлатанов.

И вот ещё какое пожелание (кроме традиционных) – спектаклей вам прекрасных и зрителя умного! Некоторые театры сохраняют в репертуаре свой заветный спектакль, спектакль-символ, ну вроде «Синей птицы» Московского художественного. Спектакль-символ «Современника» – это «Вечно живые» Розова. Может быть, попробовать возродить его на новом витке истории, с новыми силами и возможностями? И название такое хорошее – и для «Современника», и вообще для русского театра в принципе. И по ролям прекрасно разойдётся…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram