Предки Елены ПЛАКСИНОЙ, по шуточному выражению самой актрисы, были настоящими «столбовыми крестьянами». Елена выросла в Нижегородской области, откуда родом её отец, мамины корни – в Сибири. А ещё у Елены типично славянское лицо. Видимо, поэтому актрису театра «Современник» постоянно зовут сниматься в картины, связанные с тем или иным периодом российской истории. Зрители знают её работы в таких фильмах и сериалах, как «Ярослав. Тысячу лет назад», «Слуга государев», «Пелагия и белый бульдог», «Три женщины Достоевского», «Галина», «Ёлки 1914» и др.
- Елена, в «Современнике», где вы играете уже больше 10 лет, у вас довольно плотная занятость в репертуаре. Что вас может увлечь, чтобы вы отпросились из театра на съёмки?
– Главное – материал, сценарий. Хотя я стараюсь ходить на все пробы и кастинги, это часть моей профессии, но хороший материал, повторяю, – главное. У меня в «Современнике» действительно много спектаклей, и большие проекты, долгие сериалы я позволить себе не могу. Вообще могу сниматься в основном в отпуске. Но отпускают меня из «Современника» спокойно, хотя график съёмок всегда подстраивается под театр.
Почему для меня так важен качественный сценарий? В кино часто используют просто типаж. Проработка роли перестала быть чем-то необходимым. Но я театральная актриса и не могу изображать «куклу». Театральные артисты сильны в проработке образа. Например, в сериал «Галина» я влетела, образно говоря, в последнюю минуту. Конечно, у нас было художественное произведение, я «лепила» роль дочери Леонида Ильича Брежнева, не претендуя на биографичность, не утверждая, что я точно знаю, как она жила. Но, несмотря на отсутствие времени, я посмотрела документальный фильм про Галину, её фотографии, которые нашла в Интернете, прочитала много интервью и воспоминаний. И образ для меня как-то сложился, выстроился, наполнился кровью и смыслом.
– Благодаря кино вы смогли окунуться в разные исторические эпохи. В каком времени больше всего хотелось жить?
– Только в нашем. В другие времена мне интересно просто путешествовать, узнавать подробности быта, обычного существования людей. Но жить… Например, в «дореволюционные» времена люди часто оказывались в холодной обстановке, а я этого не люблю. Когда играла в «Трёх женщинах Достоевского» у режиссёра Евгения Ташкова, хорошо это прочувствовала. Мы снимали длинную зимнюю сцену в санях, когда писатель с женой Марией Исаевой переезжают из одного города в другой. Меня утепляли самыми современными средствами: тёплое бельё и сапоги, свитера под верхней одеждой. Но я же понимаю, как была одета в то время настоящая Мария: платье, пальтецо, накидка, какие-то шали. Околеешь за время переезда! Да и когда доберёшься, согреешься небыстро. Батареи отопления в домах отсутствовали. Приезжаешь к месту назначения, а тогда, когда людей не было, дрова старались экономить. И вот ждёшь, пока разгорится камин… Одно из немногих, что нравится в тех временах, – медленнее протекали дни. Картинка в окне кареты менялась не так быстро, как сейчас при поездке на автомобиле. Сегодня я еду в свой Зеленоград, и у меня это занимает 40 минут. А тогда минимум полдня пути. Или вот я часто навещаю Вологду, где жила. Представляю, сколько бы раз пришлось менять лошадей на почтовых станциях!
– Ваша героиня Мария Исаева умерла от чахотки. Сложно было передать её болезненное состояние?
– Вообще у них с Достоевским сложная история взаимоотношений, она была замужем, там возник целый любовный треугольник. Перед съёмками я читала переписку Марии Исаевой и Фёдора Михайловича, пыталась понять, что в ней главное. Когда муж умер, она всё-таки вышла за Достоевского, потом заболела чахоткой. У чахоточных возникает обострённая жажда жизни, у них кожа по-другому дышит, глаз другой. У них ощущение, что они скоро умрут, поэтому устраивают истерики, начинают всех ревновать к этой жизни, к тому, что «я умру, а вы останетесь». И ещё у больных чахоткой просыпается огромная жажда любви, жажда объятий, нежности… Подобное состояние мне и надо было передать в картине.
Это был последний фильм Евгения Ивановича Ташкова, его сын от первого брака с актрисой Екатериной Савиновой Андрей как раз играл Фёдора Михайловича Достоевского. И вот во время съёмок Евгений Иванович рассказывал мне про Екатерину Савинову, звезду фильма «Приходите завтра», где она сыграла легендарную Фросю Бурлакову. У Екатерины тоже были приступы болезни, во время них она очень сильно менялась. Когда мы с ним обсуждали эти вопросы, мне даже казалось, что Евгений Иванович снимает фильм «Три женщины Достоевского» про себя, про свои отношения с Савиновой. Рассказы режиссёра очень помогли мне в работе над ролью.
– Вы упомянули, что жили в Вологде. Известно, что на Русском Севере всегда проживало много знахарей, предсказателей и колдунов. Не пытались что-то выведать у них о своей судьбе?
–Как-то меня занесло к гадалкам. Гадали по картам, и мне было очень страшно, я от них быстро убежала. А с тех пор как стала крёстной матерью, от помощи потусторонних сил отказалась совсем. Считаю себя верующим человеком, и лучше у Бога спросить совета…