Наполнить душу сиянием света
31 марта 2016, 10:52 [ «Аргументы Недели» ]
28 марта 2016 года, Владимир Спиваков вместе с Национальным филармоническим оркестром России представил слушателям Светлановского зала ММДМ целое ожерелье жемчужин русской музыки. Маэстро собрал сокровища русского симфонизма, принадлежащие перу Мусоргского, Лядова и Скрябина, и щедрою рукою рассыпал перед публикой. Известная трепетность отношения дирижера к исполнению русской музыки отразилась в избранной программе: подобно целому спектаклю с собственной линией развития чередовались сказочные, драматические и мистериальные произведения самого красочного из концертов абонемента «Шедевры на все времена».
Открыла программу симфоническая фантазия «Иванова ночь на Лысой горе» Мусоргского в оркестровке Римского-Корсакова, где перед слушателем вереницей проходят зарисовки беснующейся нечисти - от появления духов тьмы до шабаша ведьм. Тонкое понимание дирижёром русской традиции проявилось и в нарочито растянутом величании Чернобога, и в подчеркнутых дирижером акцентах гобоя, превращающихся в крики воронов, и в изумительном по нежности оркестровых красок просветлении, когда восходит солнце и нечисть исчезает.
Маэстро не в первый раз сочетает «Иванову ночь» с «Песнями и плясками смерти» того же автора. Когда-то в Нью-Йорке их исполнение принесло оглушительный успех дирижёру и его оркестру. В этот раз солировал баритон Игорь Головатенко, и бархатистость его голоса оказалась под стать утонченной красочности палитры звучания Национального филармонического оркестра России.
Эмоциональная насыщенность драматизмом первого отделения была компенсирована волшебством второго. Прелесть колорита «Волшебного озера» Лядова заворожила слушателей, но с большим восторгом публика внимала голосу самого маэстро, зачитавшего фрагмент поэтической программы последнего произведения концерта - «Поэмы экстаза» Александра Скрябина, которую автор просил никогда не показывать дирижёрам :
Дух на вершине бытия.
И чувствует он
Силы божественной,
Воли свободной
Прилив бесконечный.
Он весь дерзновение.
Что угрожало —
Теперь возбужденье,
Что ужасало —
Теперь наслажденье,
И стали укусы пантер и гиен
Лишь новою лаской,
Новым терзаньем,
А жало змеи
Лишь лобзаньем сжигающим.
И огласилась вселенная
Радостным криком
Я есмь!
Грандиозное симфоническое полотно, за исполнение которого в наше время берется не каждый дирижёр, бросает слушателя от «сферы высшей утонченности до сферы высшей грандиозности», как определил образность сам автор. Решая сложные интерпретаторские задачи, Спиваков пытается «выжать» из оркестра невозможное: финальная кульминация произведения настолько мощна, что кажется вибрация должна выплеснуться за пределы Светлановского зала и накрыть воссозданным автором сиянием солнца всю Москву.
Этим концертом Владимир Спиваков еще раз подтверждает принадлежность к великой русской дирижёрской школе, идущей через ЕвГЕНИЕВ Мравинского и Светланова. Кропотливое изучение авторских партитур и опыта коллег ушедших поколений дирижёров показывает высокую ответственность мастера не только перед публикой, но и историей.